Владимир Шухов — один из самых выдающихся и разносторонних инженеров в мире. Его называют русским Леонардо, а созданные им конструкции по сей день привлекают своим внешним видом, а главное — не имеют аналогов и среди современных.
Инженер известен в первую очередь гиперболоидными башнями и стеклянными крышами зданий (например, ГУМа и ГМИИ им. Пушкина). Менее известно, что его карьера началась с первого в Российской империи нефтепровода и что вообще он много сделал для нефтяной промышленности.
Рождение гиперболоидов
Идея гиперболоида родилась у Шухова, когда он увидел, как уборщица поставила на перевернутую ивовую корзину цветочный горшок. Тонкие прутья не сломались под большим весом, так как нагрузка была распределена равномерно.
Сетчатая конструкция стала ноу-хау Шухова, до него так никто не делал — башня сплетена из металла и закреплена с помощью заклепок, а не спаек. Это позволило радикально снизить затраты на материалы: все элементы принимают на себя и вертикальную, и горизонтальную нагрузку, так что все строение получается легким и прочным.
Экономичная и при этом футуристичная конструкция стала, по мнению ряда современников инженера, физическим воплощением советского лозунга «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
Вызов Эйфелевой башне
К моменту планирования самого своего известного гиперболоида, Шуховской башни, у инженера уже был опыт строительства гиперболоидов. Первая в мире такая башня была построена Шуховым на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Первоначально на Шаболовке Шухов предполагал возвести башню высотой 350 метров — на 45 метров выше Эйфелевой, при этом его конструкция была в три раза легче. Расчетный вес 350-метровой конструкции составлял 2 200 тонн, а 324-метровая Эйфелева башня весит 7 300 тонн.
В условиях нехватки ресурсов проект пришлось пересмотреть: высота была уменьшена до 148,5 метра, масса при этом составила всего 240 тонн.
Конструкция собиралась из 6 гиперболоидов без строительных лесов и подъемных кранов: внутри нижнего яруса собирался следующий, который, как выдвигающийся телескоп, поднимался с помощью лебедок и ставился на предыдущий.
Их сотни
За свою жизнь Шухов создал более 200 гиперболоидных башен. Они использовались не только для телерадиовещания, но и как водонапорные башни, маяки, корабельные мачты, линии электропередачи.
До наших дней дошли всего 8. Единственная полноценно отреставрированная находится на реке Оке в Дзержинске (Нижегородская область).
Не оставили уникальное ноу-хау без внимания и на западе. По образцу гиперболоидных конструкций русского Леонардо созданы лондонский небоскреб-огурец Нормана Фостера, Сиднейская башня Дональда Крона, 600-метровая Canton Tower в Гуанчжоу и многие другие постройки.
#лахтацентр #lakhtacenter #петербург #спб #stpetersburg