Королева Сорайя Тарзи – фигура, подзабытая в истории. Королеву Афганистата не очень помнят и на Западе, где ее однажды приветствовали огромные толпы во время триумфального тура по европейским столицам в 1927-28 годах со своим мужем королем Амануллой Ханом. Но, она действительно достойна памяти, даже если история Афганистана в итоге пошла не сообразно ее начинаниям.
Не будет лишним знать, что некогда королева Сорайя Тарзи выступала за равные права и образование для своих подданных. Почему же начинания Амануллы и Сорайи в итоге закончились низвержением?
***
Короля Амануллу помнят, как великого реформатора, но королева Сорайя была движущей силой его устремлений. Она родилась 24 ноября 1899 года в Дамаске, где ее семья поселилась после изгнания из Афганистана в 1881 году после прихода к власти Абдур Рахман-хана. Она унаследовала прогрессивное мышление от своего отца, афганского интеллектуала Махмуда Тарзи.
Либеральная и националистическая идеология Тарзи не нравилась Хану, которого британцы поставили правителем в 1880 году после поражения его предшественника во Второй англо-афганской войне.
Будучи изгнанником, путешествуя Тарзи по Европе, живя в Турции, он расширял собственный кругозор, набрался решимости принести благотворные изменения для своей страны. Его шанс представился в 1901 году со смертью хана и восшествием на престол его старшего сына, Хабибуллы-хана, который пригласил Тарзи и других изгнанных интеллектуалов вернуться в Афганистан.
В качестве члена правительства Тарзи приступил к амбициозной программе модернизации. Тем временем его дочь Сорайя встретила и влюбилась в Амануллу-хана, сына короля, и 30 августа 1913 года они поженились. Дочь конечно же выросла в культурной среде, в которой жили родители. И она как и отец была привержена идеям необходимости изменений в стране.
Что же до брака, то он оказался удачным – Сорайя родит Аманнулу десять детей. Но и помимо она нашла в муже приверженца идей модернизации Афганистана.
20 февраля 1919 года Хабибулла-хан был убит. После непродолжительных семейных трений на трон все-таки взошел принц Аманулла. Таким образом Сорайя стала королевой, а ее отец-реформатор Махмуд Тарзи стал министром иностранных дел.
***
События в годы правления нового короля развивались быстро. 3 мая 1919 года Аманулла, преисполненный решимости проводить националистическую политику, которую отстаивал Тарзи, предпринял дерзкий шаг, вторгшись в Британскую Индию.
К августу закончилась Третья англо-афганская война, более известная в Афганистане как Война за независимость. Британия, лишенная людей и ресурсов, ослабленная Первой мировой войной, согласилась на перемирие, и 22 ноября 1921 года в Кабуле Тарзи и Генри Доббс, глава британской миссии, подписали договор, обязывающий две страны «уважать взаимные права внутренней и внешней независимости».
Афганистан окончательно сбросил с себя британское давление. Благодаря Тарзи были открыты посольства в ряде европейских столиц. Он при активной поддержке короля и королевы продолжил модернизацию страны.
***
Несмотря на критики консервативно настроенной оппозиции король и королева выступали против полигамии и чадры. Они и в жизни практиковали то, что проповедовали. Король отверг традиции брать нескольких жен и содержать гарем, в то время как его королева, горячо верившая в права женщин, в необходимость их образования, прославилась тем, что публично сняла с себя чалму.
Первая начальная школа для девочек была открыта в Кабуле в 1921 году под патронажем королевы Сорайи, которая в 1926 году была назначена министром образования Афганистана. Затем последовали другие школы, и в 1928 году 15 учениц средней школы Мастурата, все дочери известных кабульских семей, были отправлены в Турцию для продолжения образования.
Это был провокационный ход.
«Отправление молодых незамужних девушек из страны, — писал академик Ширин Хан Бурки в сборнике эссе 2011 года «Земля непобедимых: жизнь современных афганских женщин», — была воспринята с тревогой во многих кругах как еще один знак, что государство в своих усилиях по вестернизации было готово выступать против социальных и культурных норм».
К сожалению, политика короля и королевы в отношении равенства мужчин и женщин была полностью оторвана от социальных реалий его крайне консервативной, прежде всего племенной, и географически отдаленной страны. Последней каплей для многих стал декабрь 1927 года, когда король и королева отправились в дорогое шестимесячное турне по европейским столицам.
В Англии пара была встречена в Дувре принцем Уэльским и переправлена королевским поездом в Лондон, где на вокзале их встретили король Георг и королева Мария. Затем монаршие особы отправились в открытых экипажах в Букингемский дворец по улицам, заполненным ликующими толпами.
Их ждал восторженный прием и в других европейских столицах, в том числе в Москве.
Но, иная встреча уготовила родная страна. По их возвращению в Афганистан в июле 1928 года быстро стало ясно, что большое турне по Европе было ужасной ошибкой. В течение нескольких месяцев прогресс, которого добилась Сорайя, был сведен на нет. Король пошел на попятную и пытался успокоить своих критиков. Так светские школы, в том числе школы для девочек, были закрыты, семейные законы, запрещающие полигамию и предоставляющие женщинам право на развод, были отменены, светские суды были распущены в пользу шариатских судов и т.д.
Это не принесло королю желаемых результатов. К ноябрю 1928 года Афганистан был охвачен гражданской войной, в которой участвовали силы оппозиции, возглавляемые Хабибуллой Калакани, так называемым “королем бандитов”. В январе 1929 года Аманулла отрекся от престола и бежал из страны вместе с Сорайей. Калакани продержался у власти всего 10 месяцев. 13 октября 1929 г. он был свергнут и казнен Надир-шахом, который с помощью англичан провозгласил себя королем.
***
По сей день многие в Афганистане считают, что британское правительство приложило руку к свержению Амануллы и что, чтобы саботировать его правление, оно развернуло тайную кампанию недостоверных новостей против его жены.
«Сопровождая короля Амануллу в его заграничных поездках, она олицетворяла молодую современность Афганистана и новую эру, стремившуюся расшириться и закрепиться дома», — сказал историк Хабибулла Рафи. «Но Британская империя в то время потерпев неудачу в Афганистане, чтобы отомстить за свое поражение, начала распространять ложную информацию о своих целях, поскольку хотела заблокировать продвижение здесь».
По словам историка, британцы распространяли поддельные фотографии, на которых королева изображена за границей с босыми ногами — шокирующее зрелище для многих. Великобритания, по мнению Рафи, “не могла позволить себе видеть Афганистан свободным и процветающим, поскольку Индия, находящаяся под ее твердой рукой, могла бы быть вдохновлена свободой и прогрессом и тоже восстала бы. Вот почему Великобритания сделала все возможное, чтобы подорвать тогдашнее правительство и особенно королеву.”
Конечно это лишь одно из мнений. Но независимо от того, организовали ли британцы грязную кампанию против Амануллы и его жены, некогда секретные документы кабинета министров доказывают, что Великобритания с энтузиазмом поддерживала Мохаммеда Надир-шаха, преемника Амануллы на посту короля.
***
В изгнании король Аманулла и королева Сорайя отправились в Италию, где провели остаток своих дней, проживая в Риме. Аманулла умер в апреле 1960 года. Его жена прожила еще восемь лет. После ее смерти в возрасте 68 лет в апреле 1968 года ее гроб был доставлен военным эскортом в аэропорт Рима, а в Афганистане она устроилась государственных похорон. Сегодня бывшие король и королева лежат вместе с эмиром Хабибуллой в семейном мавзолее в садах Амира Шахида в Джелалабаде.
***
Сорайя родилась в изгнании и умерла в изгнании. Но в течение десяти весьма сложных лет, которые она провела в качестве королевы Афганистана, Сорайя Тарзи дала женщинам своей страны надежду на будущее, которое и спустя столетие не осуществлено.
В 1926 году Сорайя произнесла характерно провокационную и вдохновляющую речь. “Независимость, - говорила королева, - принадлежит всем нам… Думаете ли вы, что наша нация с самого начала нуждается только в мужчинах, чтобы служить ей? Женщины также должны принимать участие, как это делали женщины в первые годы существования нашей нации и ислама… мы все должны стремиться получить как можно больше знаний».
Но бывает и так, что желание немногих образованных людей нести просвещение в массы не вызывает народного понимания. Король и королева не поняли современной им архаичности Афганистана, силы традиционного, консервативно настроенного общества.