Найти в Дзене
Провинциальный DIGITAL

Свобода от прессы: легендарная газета «Владивосток», радиостанция VBC и ещё пять негосударственных СМИ закрылись в Приморье

В нашей digital-провинции потери. Во Владивостоке закрываются сразу семь негосударственных средств массовой информации, в которых работало около 100 человек. Не потому, что заблокировал Роскомнадзор, или журналистам стало невозможно работать после принятия закона «о фейках». Владивостокские СМИ подкосил арест собственника в 2016-м, а добили санкции в 2022-м.

Закрываются:

  • газета «Владивосток», которая выходила с 1989 года и была одним из первых за Уралом независимых демократических изданий;
  • единственная во Владивостоке частная телекомпания «Восьмой канал»;
  • первая во Владивостоке коммерческая радиостанция VBC;
  • единственный в регионе журнал для дачников «Сады Приморья»;
  • первое в Приморье интернет-издание VladNews;
  • информационное агентство Primorye24;
  • радиостанция «Лемма».

Все эти СМИ входят в медиахолдинг «Бизнес Кейс», который принадлежит группе «Востокцемент» (основана Игорем Пушкарёвым). «Востокцемент» пошатнули санкции, и он решил избавиться от непрофильных активов, а покупателя на них не нашлось.

В нашей digital-провинции потери – ушла эпоха. Газета «Владивосток» и радиостанция VBC появились на волне демократических перемен. Газету «Владивосток» учредили бывшие журналисты «Красного знамени». Популярность была такая, что у киосков выстраивались очереди. VBC слушал весь город – только на этой радиостанции были диджеи, и они выпускали в эфир зарубежные хиты. В 2010-м легендарную газету и радиостанцию выкупили бизнес-структуры, близкие к действующему мэру Владивостока. Появился медиахолдинг «Бизнес Кейс», который обеспечивал Пушкарёву мощную информационную поддержку во всех его делах.

Тяжелые времена у «пушкарёвских» СМИ начались после ареста мэра Владивостока в 2016 году (суд приговорил Игоря Пушкарева к 15 годам колонии строгого режима по обвинению в коррупции). До ареста и после основным источником дохода были госконтракты на информационное обслуживание администраций края и города.

А мы, в Провинциальном диджитале, прощаясь с «покойными», вспоминаем времена, когда в местной независимой прессе царил вдохновляющий дух свободы слова, а сама она процветала. Потому что пресса тогда жила в основном за счёт рекламы, а популярность приобретала исключительно за счёт профессионализма и мужества освещать остросоциальные темы.

Приморский рынок рекламы, по сути, зарождался в коммерческих отделах газеты «Владивосток» и радиостанции VBC. Здесь придумывали рекламу и распространяли её на широкую аудиторию. Основатели коммуникационной группы DVR (куда входит Sealine Digital) свой первый профессиональный опыт получили в рекламном отделе VBC. Мы публиковали истории о том, как это было дико и в то же время весело.

И вот ещё одна история. Напоследок.

-2

Сразу напишем мораль. Китайцы, живущие по соседству, говорят, что иероглифы, из которых состоит слово «кризис», некоторые ораторы на Западе переводят как «опасность» и «возможность». А это неправильно. Более точный перевод «опасность» и «критическая точка», «переломный момент». Достигая критической точки, важно оставаться людьми. Об этом и история.

➜ «В 1993 году был диким не только маркетинг, но и креатив. И даже администрирование процессов.

Когда бизнес «выстреливал», всех причастных пёрло: свобода, вот она! деньги — да кому они нужны? можно всё! Полная неуправляемость.

Поздним вечером в рекламный отдел популярной радиостанции VBC поступает срочный заказ – «портянка». «Портянкой» радийщики называли немыслимой длины перечень разнородных товаров и услуг, которые нужно было прорекламировать в эфире. Товарные позиции, которые нельзя было перечислить с помощью «запятой», притягивались за уши с помощью «здесь же» и «а также». Пример «портянки».

«Организация «Новый мир» реализует оптом и в розницу самосвалы, брикеты угля, трусы женские всех размеров, часы «Тисот», ликёры «Барензигель» в ассортименте, а также крупным оптом по сходной цене предлагаем вагон окорочков. Здесь же требуется непьющий сторож для охраны вагонов с товаром».

Копирайтеры, поздно вечером получившие новую «портянку», были уставшими и злыми. Им уже неделю не выплачивали жалование. Усталость, злоба, творческий порыв – и родился рекламный текст:

«Просто решает насущный вопрос
Каждый российский житель:
Для тараканов берет дихлофос,
А для себя освежитель.
А также
В задницу себе засунь
Дивный яблочный шампунь».
-3

И да, взяли и отправили в студию. На следующий, потом ещё и ещё один день, фигуранты, озираясь, ждали преследований со стороны начальства. Но не случилось. Реклама бывает заходит в те места, где не ждёшь. А работать надо дальше. У VBC впереди ещё было 19 славных лет работы.

R.I.P