Найти тему
16,4K подписчиков

Долгий путь к «Ленинграду» и один шаг до «Минска» /Начало

3,6K прочитали

Развитие такого класса кораблей как «лидер эсминцев» для каждой из морских мировых держав шло своим путем. Одни последовательно развивая класс эсминцев, на основе боевого опыта, пришли к выводу, что для управления миноносных флотилий требуются специальные корабли (Великобритания). Другие, оценив ситуацию на ТВД, сделали ставку на относительно универсальные крупные корабли с большой скоростью и мощным артиллерийским вооружением, определив им широкий круг задач (Франция). Были и такие страны, которые решили последовать примеру «законодателя мод» - Великобритании, построили небольшую серию лидеров и быстро отказались от такого подхода (США). Но немало мировых держав решило не расходовать ресурсы на создание и развитие нового класса, а совершенствовать эскадренные миноносцы, используя различные варианты (Германия, Япония, Италия и др). Советский Союз в свое время также нашел свой путь в развитии кораблей данного класса, имеющий свои особенности.

Британский лидер Первой мировой - "Шекспир"
Британский лидер Первой мировой - "Шекспир"

Мы уже ранее делали небольшой обзор того, как создавались лидеры для советского флота, поэтому сейчас постараемся, не повторяясь, дополнить представленный ранее материал. Предыдущий материал - ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

На наш взгляд, выбранный в Советской России в начале 20-х годов ХХ века курс на создание кораблей класса «лидер» существенно отличался от всех ранее рассмотренных. И в первую очередь это отличие заключалось в том, что советское военно-морское руководство решило строить корабли, в дальнейшем отнесенные к классу «лидер эсминцев», до того, как советский флот получил современные эскадренные миноносцы. То есть предполагалось строить лидеры, которым по сути «некого было лидировать». Возможно, данное заявление звучит несколько категорично, но это так. Да, конечно в составе ВМС РККА к концу 20-х годов ХХ века имелось 17 эскадренных миноносцев типа «Новик», но при всех их достоинствах и модернизациях, их тактико-технические характеристики уже не в полной мере отвечали требованиям современного боя, хотя конечно корабли были очень удачными.

Эскадренный миноносец "Новик"
Эскадренный миноносец "Новик"

И возможно, при определенных условиях могла сложиться ситуация, когда потребовалась бы торпедная атака крупной флотилии «новиков» на вражескую эскадру (конвой) под руководством лидеров. Но в последнюю крупную войну (Первую мировую) ни на Балтике, ни на Черном море таких условий практически не было. Хотя попытки атаковать тот же «Гебен» дивизионом эсминцев русские моряки пытались, правда, безуспешно. В тоже время Ютландский бой, особенно его вечерние и ночные стадии показали, что ситуации такие могут иметь место.

На наш взгляд, идея создания крупного эсминца-лидера в планах советского военно-морского руководства в то время все же больше основывалась на желании получить универсальный корабль, который мог бы решать широкий спектр задач от борьбы с легкими крейсерами до проведения торпедных атак. Давайте разберемся, как же эта идея была, в итоге, реализована и через какие этапы прошла.

Маневры флотилии немецких миноносцев
Маневры флотилии немецких миноносцев

Потери, понесенные русским флотом в годы Первой мировой и последующей за ней Гражданской войн, в первые же годы после их окончания остро поставили вопрос о пополнении боевого состава Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ). Но первая программа военного кораблестроения, утвержденная летом 1921 года, включила в себя только достройку и ремонт уже строившихся или существующих кораблей. Однако очень скоро речь зашла и о проектировании новых кораблей для молодого флота, и проекты новых эсминцы были приоритетными.

В октябре 1921 года была создана специальная «Центральная морская комиссия для определения очередности работы по восстановлению флота» («Морская подкомиссия»), которая и предложила первое оперативно-техническое задание на проектирование нового корабля. Технический совет Морской подкомиссии не стал «скромничать» - согласно проекту «Улучшенный тип «Новик» мог составить конкуренцию современным ему легким крейсерам иностранных государств – скорость не менее 40 узлов, шесть 130-мм орудий и 12 торпедных труб. Задание на предпроектное проектирование «эсминца 40-узловой скорости» было выдано Научно-техническому комитету (НТКМ) Управления ВМС Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА).

Вскоре НТКМ подготовил проект корабля с обозна­чением «Тип 1922», водоизме­щением почти 4000 т. Для дос­тижения высокой скорости предлагалась главная энергетическая установка (ГЭУ) в составе четырех ГТЗА, котлотурбинная установка (КТУ) должна была включить 12 котлов в двух котельных отделениях (КО). Ар­тиллерийское вооружение было усилено до восьми 130-мм орудий, которые планировалось расположить в диаметральной плоскости корабля в трех спарен­ных и двух одинарных незащищенных уста­новках на верхней палубе и палубе полубака. Не забыли и про средства противовоздушной обороны – предусмотрели 4-5 «аэропушек» без определения калибра, рассчитывая на то, что будет в распоряжении при строительстве корабля. Нельзя не заметить, что по составу артиллерии корабль был «близок» к проекту «Эсминца водоизмещением 2100 т» (проекту Р.А. Матросова), но с использованием спаренных артиллерийских установок. Но даль­ше этого проекта дело не продвинулось - строить было некому, негде и не из чего.

Эскадренный миноносец "Тип 1922 года"
Эскадренный миноносец "Тип 1922 года"

Однако, несмотря на отсутствие возможностей, желание руководства РККФ усилить флот современными кораблями не прошло. Скорее наоборот – поступающая из-за рубежа информация о пополнении иностранных флотов крупными эсминцами только усилила мотивацию к продолжению проектных работ. На этот раз акцент был сделан не просто на «лидер», а на «бронированный лидер». При этом следует подчеркнуть, слово «лидер» еще не употреблялось в переписке и в документации, речь шла об эскадренных миноносцах.

Первый проект «бронированного лидера» представил в начале 20-х годов ХХ века начальник Военно-морской академии М.А.Петров, по мнению которого это должен был быть эсминец, защищенный па­лубной броней, со 152-мм артиллерией, мощным минно-торпедным вооружением, скоростью полного хода 40 уз, предназначенный для выведения эсминцев в атаку. Как можно заметить, требования почти как для легкого крейсера времен Первой мировой, и при этом на проектирование такого корабля было даже разработано ОТЗ.

В 1925 году командованию ВМС РККА был представлен доклад по обоснованию необходимости проектирования «большого эсминца», который бы предназначался не только для поддержки боевых действий име­ющихся серийных «новиков», но мог рассматриваться как даль­ний быстроходный разведчик при эскадре. Таким образом, можно увидеть, что, по сути, «продавливался» корабль с функ­циями легкого крейсера, и это находило свою поддержку у руководства флота. Постройка легких крейсеров была еще не по силам молодой республике, и было очень заманчиво получить корабль, способный их заменить, причем «за недорого». По результату доклада НТКМ получил указание разработать проект ЭМ, способного вести бой с легкими КР противни­ка, охранять главные силы эскадры от тор­педных атак его эсминцев и поддерживать действия своих кораблей этого класса. Та­ким образом, этот эсминец должен решать задачи лидеров, хотя этот термин в наиме­новании нового типа ко­рабля тогда все еще не применялся.

В марте 1925 года были определены «Тактические элементы» нового большого «эсмин­ца-торпедоносца» водоизмещением около 4000 т, согласно которым он должен был нести 2х3 ТА калибра 533-584-мм, четыре 183-мм орудия, два четыре-пять 102-127-мм зенитных орудия, три прожектора, 100 мин заграж­дения (в перегрузку) и 20 глубинных бомб. Скорость полного хода была задана 40 уз, а дальность плавания экономическим хо­дом - 3000 миль. Предполагалось также базирование на ко­рабле гидросамолета «истребительного типа» и катапульта для его обеспечения. Как видим, «аппетиты» руководства флота были не малыми.

Британский тяжелый крейсер "Хаукинс" был вооружен семью 190-мм орудиями
Британский тяжелый крейсер "Хаукинс" был вооружен семью 190-мм орудиями

Однако понимание всей сложности проблемы постепенно дошло до «заказчиков». Мало того, что кораблестроительная промышленность Советской России еще была не готова к постройке подобных кораблей (заметим, планируемые корабли не так далеко ушли от тяжелых «хаукинсов», к созданию которых Британия шла около десятка лет). К тому же вызывала большие сомнения сама возможность (да и необходимость) 4000-тонных кораблей с 183-мм орудиями выйти в торпедную атака, и что не маловажно – стоимость таких кораблей могла быть достаточно высока, что исключало их массовую постройку.

В дальнейшем работы по выработке оптимальных тактико-технических элементов (ТТЭ) эс­минцев для Балтики и Черного моря продолжились. При этом ориентиром стали более скромные требования: водоизмещение около 1100 т, сохранение ско­рости хода в 40 узлов и во­оружение из четырех 100-мм орудий и двух трех­трубных 533-мм торпедных аппаратов. То есть вернулись к тому, с чего начали – к проекту «Новик».

Отметим, что в рассматриваемый период как раз формировалась военно-морская доктрина Советского государства, определялся количественный и качественный состав кораблей, который требовались молодому государству. Для определения необходимого кора­бельного состава возрождавшегося ВМФ 1 декабря 1925 года была образована Морская комиссия РВС СССР во главе с И.С.Уншлихтом. В итоге работы комиссии в силу военно-политических и экономических при­чин возобладала теория «ма­лой войны» на море, которая и была утверждена в качестве официальной воен­но-морской доктрины. Эта доктрина ориентировалась на оборонительные действия флота в своих прибрежных водах с нанесе­нием коротких стремительных ударов с раз­ных направлений. В соответствии с выработанными подходами существующие «новики» уже не могли решать с высо­кой эффективностью бое­вые задачи универсальных кораблей свое­го класса. Флот нуждался в новых быстроходных эсминцах с сильным артиллерийским во­оружением.

Французский контрминоносец "Леопард" (тип "Ягуар")
Французский контрминоносец "Леопард" (тип "Ягуар")

Надо подчеркнуть, что подобные взгляды, не исключено, хорошо иллюстрировались иностранными кораблестроительными программами: во Франции вводились в строй контрминоносцы типа «Ягуар» (2700 т, 35,5 узла, 4-130-мм, 2х3-550-мм ТА), в Италии – эсминцы типа «Сауро» (1580 т, 35 узлов, 2х2-120-мм, 2х3-533-мм ТА), Британия уже несколько лет активно применяла лидеры «военной поры» типа «Шекспир» и «Скотт» (2000-2100 т, 36 узлов, 5-120-мм, 2х3-533-мм ТА).

Итальянский эсминец "Назарио Сауро" в Таранто
Итальянский эсминец "Назарио Сауро" в Таранто

Но браться сразу за крупные боевые единицы пока не стали, и Техническое управление УВМС в марте 1926 года решило ограничить водоизмещение проек­тируемого эсминца до 1100 т, сохранив скорость хода в 40 узлов и утвержденное ранее «скромное вооружение (4- 102-мм орудия, 2х3-533-мм ТА). Правда и в этот раз определенные ТТХ так и остались ориентиром на будущее, так как утвержденная «Про­грамма строительства Морских сил РККА на 1926-1932 гг.» не предполагала строи­тельство новых крупных кораблей.

Можно отметить, что в рассматриваемый период (первая половина 20-х годов) требования к проекту будущего советского эсминца-лидера менялись кардинально: от 4000 т водоизмещения и 183-мм орудий к 1100-тонному кораблю с 102-мм орудиями. Разумеется, это было обусловлено возможностями производственной базы страны, однако входило в противоречие с морской доктриной. Если нанесение торпедных ударов возлагалось на торпедные катера и подводные лодки, а эсминцы рассматривались как универсальные артиллерийские корабли, то какой смысл было вооружать их маломощными 102-мм орудиями.

«Методическая помощь» пришла со стороны потенциальных противников. Информация о стро­ительстве во Франции для Польши, Эстонии, Латвии но­вых быстроходных эсминцев летом 1927 года привела к пересмотру требований к серийному «большому эсминцу». Теперь его стандартное водоизмещение выросло до 1750 т, скорость не менее 38 уз, а вооружение должно было состоять из пяти 100-мм, четырех 37-мм зенитных орудий, двух пулеметов и двух трехтрубных 533-мм тор­педных аппарата.

Схема внешнего вида эсминца для Черного моря
Схема внешнего вида эсминца для Черного моря

В апреле 1928 года исходные данные были вновь скорректированы, на это раз с учетом усиления румынского флота. По результатам анализа тактико-технических элементов румынского эсминца «Марашти», были сформулированы новые требования к ТТХ эсминца для Черноморского флота: вооружение - шесть 102-мм универсальных орудий, два 37-мм зенитных орудия и 3х3-533-мм торпедных аппа­рата. Кроме всего прочего корабль должен брать на борт 15-20 глу­бинных бомб, 60-80 мин заграждения, желательным считался легкий са­молет-разведчик на стреле. Скорость хода при нормальном водоизмещении - 39-40 уз, дальность плавания полным ходом - 700 миль.

Довольно странное решение по «усиленным требованиям». Во-первых, два румынских эсминца типа «Марашти» были не настолько современными, чтобы с них брать пример, так как были построены еще в 1917-1918 году и успели повоевать в составе итальянского флота. Во-вторых, при водоизмещении 1410 т (стандартном) они были вооружены пятью 120-мм/45 орудиями (2х2 + 1х1), так что вряд ли на их фоне советский эсминец с шестью 102-мм орудиями выглядел бы более выигрышно.

Советские конструкторы и представители военно-морского руководства (по сути, заказчики) продолжили работу.....

Кому интересно - дополнительно о создании и строительстве лидера "Ташкент" в статье (от 5 апреля 2021 года) на нашем канале - ТУТ.

Источники: Айзенберг, Б.Лидер Чёрного моря/ Б.А.Айзенберг, В.В.Костриченко.- Харьков: ВМИО «Фарватер».- 1998. - 80 с.; Афонин, Н. Лидер «Ташкент»/ Н.Н.Афонин// Мидель-шпангоут, № 15 – 2008. – 72 с.; Ерошенко, В. Лидер «Ташкент»/ В.Н.Ерошенко - М.: Воениздат, 1966.- 232 с.; Качур, П. «Гончие псы» Красного флота. Лидеры Великой Отечественной. «Ташкент», «Баку», «Ленинград» /П.И.Качур - М.; Яуза; Коллекция; Эксмо; 2008. - 144 с.; Качур, П. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР /П.И.Качур, А.Б.Морин - СПб.: Остров, «ЛеКо». - 2003. - 240 с.

Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: