Вот и позади 700 страничный роман от известного сценариста Чарли Кауфмана. Практически год эта книга ждала своей очереди на моих книжных полках, привлекала внимание яркой обложкой и интригующей аннотацией, обещающей все и в тоже время ничего.
"Муравечество" - постмодернистский роман. Уже одного этого определения может быть достаточно для того, чтобы понять, читать или нет. Здесь есть линейный сюжет, есть главный герой, некий Б. - кинокритик, не самый успешный, на каждом шагу извещающий всех о совей толерантности и терпимости буквально ко всем и ко всему. Однажды он знакомится со своим соседом по квартире и выясняет, что тот снял киноленту, длительностью три месяца. Три месяца! Причем, существует четкое расписание приемов пищи, сна и гигиены, которые ни в коем случае нельзя нарушать. После просмотра фильма Б. понимает, что обнаружил шедевр кинематографа и решает перевезти фильм в Нью-Йорк. Но его планам не суждено осуществиться: происходит пожар и вся лента гибнет в огне, а сам Б. попадает в больницу и теряет все воспоминания о потрясшем его фильме. Единственное, что у него осталось - это ощущение перемен и стойкое желание вспомнить всю ленту, чем он и будет заниматься большую чать страниц.
Если сравнить "Муравечество" с айсбергом, то все написанное выше - вершина. А под ней множество аллюзий и отсылок к самым разным источникам, и, конечно, к кинематографу, не будем забывать, кто автор романа.
Несмотря на непростую структуру и некоторую абсурдность происходящего, книга читается достаточно легко. Местами роман вызывает улыбку или даже смех, местами вам может стать грустно от того, что транслирует нам автор. От внимания читателя не ускользнет некоторая злободневность происходящего в книге. Кауфман пишет о том, что волнует общество в наше время, что добавляет роману некоторую изюминку.
Но, как и любой жанр, постмодернизм нужно любить, или, как минимум, относится к нему терпимо из-за особенностей повествования. В противном случае, кроме огромного нагромождения предложений, увидеть что-то будет сложно.