Смотрите ли вы под ноги? В наших условиях это не только необходимо, но и занимательно.
Особенно меня привлекают люки на колодцах не массовые, которые созданы согласно ГОСТу 8591-76 для кабельных колодцев, а более ранние. Старше они примерно лет на семьдесят.
Например, менажницы. Это одна из самых старых форм люков. Названы за характерную форму с разделением внутри на несколько ячеек.
Когда такие делали? Когда появилась канализация в российских городах в XIX веке, ещё до революции. А основной транспорт в городе какой? Правильно, повозки с лошадьми. В эти треугольные ячейки делали деревянные вставки. Во-первых человек, спешащий по делам, на люке не подскользнётся. А во-вторых, не повредят подковы лошади. Применяли такую конструкцию до 1920-х годов.
Правда, со временем дерево ссыхалось, а асфальт, который пришёл ему на замену, крошился. А дальше и лошади перестали быть главным средством передвижения: пазы остались, а вот заглушки в треугольники уже не делали.
На Большой Печерской люки в основном затерты или без обозначений, как на первом фото. А вот на Ульянова было настоящее сокровище в районе дома №54. После реконструкции улицы и постройки здания рядом часть люка скрылась под асфальтом. Надеемся, что еще удастся его отчистить и открыть людям.
Подобные люки в Нижнем Новгороде есть в Холодном переулке на пересечении с улицей Алексеевской, в подворотне за домом с баннером по правую руку, и на улице Ильинской за домом №53 на пересечении с Нижегородской. В городе есть ещё, можно самим назвать места в комментариях. Люки "растеклись" по Нижнему Новгороду, не все знаю, но фиксирую для экскурсий.
На люках имя инженера Георгия Дмитриевича Бехли, который с 1909 года руководил техническим обслуживанием колонии для душевнобольных при селе Ляхово. Рядом с люком на Ульянова, кстати, самая старая больница для душевнобольных в Нижнем Новгороде, про нее обязательно расскажу позже.
Георгий Бехли родился в 1884 году селе Кабашовка Регицкого уезда Минской области. Его отец, кстати, инженер-технолог Дмитрий Юльевич Бехли. В Российской государственной библиотеки можно найти его "Сметы на устройство отопления и вентиляции зданий, канализации, водоснабжения, освещения, телефона и проч. в Колонии для душевнобольных в Ляхове, Нижегородского губернского земства" 1902 года.
Георгий продолжатель инженерной династии. После революции стал заведующим техническо-производственным отделом Стройконторы НГСНХ (Нижегородский губернский Совет народного хозяйства) в Нижнем Новгороде.
Позже занял должность главного инженера "Росстроя". Арестован 19 февраля 1931 года, скончался в том же году. А имя его живет по-прежнему на люках в Нижнем.
Официально название, кстати, "Крышка канализационного люка". Старые сохраняются в городе, потому что их вес от 50 килограмм и больше. Задача же какая? Чтобы люк не сдвинулся с места, даже если идет активное автомобильное движение.
Я уже рассказывала историю про люки после революции. А в этом посте собрала историю до 1917 года. Может соберу еще историю про те люки, которые сейчас чаще встречаются и несут на крышке ГОСТы разных лет, на последних фото как раз они.
Чаще смотрите под ноги!