На пересечении двух крупных улиц, Московской и Зернова, на выгодной точке стоит Дом Молодежи - симпатичное модернистское здание 1983 года постройки. Сплошное фасадное остекление, изящно выгнутая крыша и лестница на второй этаж, приставленная к зданию как современная скульптура, все это резко контрастировало с деревенской застройкой района в начала 1980х.
Напротив находится главный городской стадион «Икар». Начали его в 1948 году, тогда он назывался «Труд». Постепенно спортивный комплекс обрастал хоккейной коробкой, бассейном, тиром, запасными полями.
Дальше по ул. Зернова стоят четыре одинаковых здания, образуя единый ансамбль, они делают узнаваемой панораму улицы. Это «Красные общаги» – одни из первых многоэтажных зданий в районе, они были построены в конце 1970х.
Сразу за общежитиями дворы дома с переходами. Его секции объединены в единую структуру переходами на уровне второго этажа. Высокие секции – жилые дома, а в низких располагаются административные помещения. Авангардная идея дома-квартала не раз разбивалась о практику, так и здесь переходы в лучшем случае используются как кладовка. Зато получилось интересная архитектура с выразительным ритмом объёмов, подчёркнутым чередующимися вертикалями и горизонталями сплошного остекления лестниц и переходов.
С другой стороны бульвара застройка более плотная и тяжеловесная. Длинные ряды остекленных лоджий «расслаивают» крупные блоки, немного облегчая восприятие несомасштабного с человеком объема.
Одноэтажные объемы цоколей с характерными окнами-шестигранниками создают паузы между тяжеловесными домами. В них располагаются кафе, магазины и ЗАГС.
Если не считать остекление у всех балконов родная отделка – две полосы с небольшим разрывом расположенные под небольшим углом друг к другу (кроме угловых секций). Вроде бы мелочь, но благодаря ей левый фронт улицы смотрится цельно. Уголок добавляет фасадам нюансную пластичность превращая их в пучок цветных линий устремленных к горизонту.
Микрорайон вдоль улицы Юности ограничен с одной стороны улицей Московской. Фронт улицы держат девятиэтажные кирпичные дома довольно типичные, но со своими особенностями.
Угол большого квартала выделен квадратном в плане объёмом ЗАГСА. Шестигранные окна и оформление углов как будто отсылают к творчеству архитектора эпохи авангарда Константина Мельникова, хоть и построены спустя полвека.
Балконы-уголки мы отметили ещё в экскурсии, а вот на следующем фасаде лоджии решены по-другому. Изогнутые бетонные панели соединяются небольшими квадратными «заклепками» в масштабную единую структуру, придавая изюминку скучному фасаду типовой многоэтажки.
#архитектура #закрытый город #саров #нижегородская область #советская архитектура