Найти тему

Северный неоромантик, который превратил поваленное дерево в лисицу

Пейзажи норвежского художника Харальда Оскара Сольберга (1869 – 1935) вроде бы просты и не поражают пестротой и изобилием. Суровая природа на его картинах кажется притихшей и погруженной в созерцание, а краски выразительны. Не зря Сольберга называют учеником Карла Давида Фридриха, любившего символичные, философские пейзажи, и Поля Гогена со столь же глубокой цветовой гаммой, и особенно – потрясающей синевой и зеленью.

Сольберг не был избалован вниманием критиков, что, однако, не помешало ему получить престижную стипендию, благодаря которой он смог учиться в Европе. Умер художник в безвестности. А если зрителям и нравились его картины, то, скорее всего, речь шла лишь о поверхностном взгляде, между тем как художник относился к их созданию очень ответственно и всерьез, тщательно выстраивая композицию и продумывая детали. Например, написал аж три варианта «Зимней ночи в Рондане» – одной из наиболее известных работ. На последней картине, датированной 1924 годом, звезда над горами сияет ярче всех, а коряга на поляне стала крадущейся лисицей.

Почему? Вероятно, не просто так. Вот как признавался сам художник: «По-видимому, действительно мои работы вызывали симпатию по простым и наивным причинам. Однако я настаиваю, что они никоим образом не были правильно поняты в смысле их художественных и духовных ценностей, над которыми я постоянно работал в течение многих лет».

Домик рыбака
Домик рыбака
Ночь. Церковь в Рёрусе и церковное кладбище
Ночь. Церковь в Рёрусе и церковное кладбище
Зимняя ночь в Рондане. 1901
Зимняя ночь в Рондане. 1901
Зимняя ночь в Рондане. 1914
Зимняя ночь в Рондане. 1914
Зимняя ночь в Рондане. 1924 (тот самый вариант с лисой)
Зимняя ночь в Рондане. 1924 (тот самый вариант с лисой)
Вечерний свет
Вечерний свет
Зрелые поля
Зрелые поля
Осенний пейзаж
Осенний пейзаж
Цветочный луг на севере
Цветочный луг на севере
После метели
После метели
Улица в Рёрусе
Улица в Рёрусе
Летняя ночь
Летняя ночь
-13

-14