Мировой общественности Мартин Нимеллер известен как протестантский богослов, пастор, президент Всемирного совета церквей, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», а еще – как последовательный противник нацизма, по мере своих сил с ним боровшийся и от него пострадавший…
Но далеко не всем известно, что он еще был и активным участником Первой мировой войны, офицером-подводником, отмеченным боевыми наградами…
Будущий подводник, а впоследствии пастор Мартин Фридрих Густав Эмиль Нимёллер родился 14 января 1892 года в городе Липпштадт в семье лютеранского пастора Генриха Нимёллера (1859–1941) и его жены Паулы, урожденной Мюллер (1868–1956). Родной брат Мартина Вильгельм Нимёллер (1898–1983). стал историком церкви и пастором города Билефельд В 1900 году Нимёллеры переехали в Эльберфельд, где Мартин окончил евангелическую гимназию в 1910 году.
Выбрав тернистый путь военного моряка он в 1910 году становится кадетом. В разгар Первой Мировой войны в январе 1915 года его, уже в качестве офицера императорского флота Германии, отправляют служить на линкор «Thüringen». В октябре того же года его переводят на спасательное судно подводного флота «Vulkan», с последующим обучением на подводной лодке U-3. В феврале 1916 года Мартина Нимёллера назначают вторым офицером на U-73 (ком. Густав Зисс), которая с апреля того же года участвует в боевых действиях в Средиземном море.
В январе 1917 года, после награждения Железными крестами второго и первого класса, Нимёллера переводят на крайне удачливую U-39 (ком. Вальтер Форстманн). В течение следующих 8 месяцев Форстманн и его команда топят 35 судов общим тоннажем 90 000 брт. В августе по возвращении в Киль, Нимеллера повышают до старпома у Вольдемара Кофамеля на U-151, сразу же после этого проведшей один из самых результативных боевых походов и за последовавшие 115 дней боевых действий потопившей суда противника общим тоннажем 55000 брт. В июне 1918 года Нимёллера назначают командиром UC-67. Под его командованием подлодка смогла временно блокировать судоходство у французского порта Марсель, установив на подступах к нему минные поля и удачно торпедировав несколько транспортных судов и боевых кораблей. Официально было подтверждено уничтожение трех судов общим тоннажем 9903 брт.
После окончания войны Нимёллер подал в отставку, поскольку не смог принять создание Веймарской республики и приход к власти социал-демократов.
Летом 1919 года он, женившись на Эльзе Бремер, начал работать на ферме в Верзене недалеко от Оснабрюка, но вскоре отказался от карьеры фермера, так как не нашел средств для покупки собственной фермы.
После долгих раздумий, Нимёллер решил пойти «по стопам своего отца» - стать лютеранским пастором. Нимёллер изучал протестантское богословие в Вестфальском университете Вильгельма в Мюнстере с 1919 по 1923 год. Его мотивировало стремление придать «беспорядочному обществу» смысл и порядок через Евангелие и церковь.
Правда, во время Рурского восстания в 1920 году учение пришлось на время прервать; он стал командиром 3-го батальона «вооруженных сил академического Мюнстера» («III. Bataillon der Akademischen Wehr Münster»), входившего в Фрайкор и участвовал в боевых действиях против прокоммунистически настроенных формирований.
В 1924 году его рукоположили в пасторы под юрисдикцией Прусской унии. Служил викарием Мюнстерской церкви Спасителя. После службы в качестве суперинтенданта Внутренней миссии в Старопрусской церковной провинции Вестфалия, Нимёллер в 1931 году был пастором церкви Иисуса Христа (состоящей из общины вместе с церковью Святой Анны) в Далеме (пригороде Берлина).
Как и большинство бывших офицеров – участников мировой войны, Нимёллер открыто поддерживал противников Веймарской республики, придерживаясь националистических и антикоммунистических убеждений. Именно поэтому он поддержал приход к власти нацистов в 1933-м. Однако буквально несколько месяцев спустя, он критически высказался о так называемом «Арийском параграфе», который служил едва ли не основополагающим документом для нацистов.
В 1934 году Нимёллер присоединился к движению «Исповедующая церковь», став вскоре одним из лидеров последнего. Движение выступало против нацификации немецких протестантских церквей. В 1936 году он подписал петицию группы протестантских церковников, которая резко критиковала нацистскую политику и объявила «Арийский параграф» несовместимым с христианской добродетелью милосердия. Одновременно пастор Нимёллер оставался настоятелем известной берлинской церкви в Далеме, где читал проповеди, собиравшие огромное количество верующих. В этих проповедях он активно обличал нацизм и его вождя, выступал против преследования инакомыслящих, а также против политики ксенофобии и антисемитизма, которую исповедовали нацисты.
В 1937 году Гитлер развернул настоящую войну против протестантской церкви. Ниммёллер принял вызов: «Больше мы не можем хранить молчание, повеленное человеком, когда Господь велит нам говорить. Мы должны повиноваться Господу, а не человеку!»
Последовал – в июле 1937-го - арест протестантского пастора, а 3 марта 1938 года чрезвычайный суд по государственным преступлениям обвинил его в «скрытых нападках» на государство и критике властей и приговорил его к 7 месяцам заключения в специальной тюрьме и штрафу в 2000 марок.
К моменту вынесения приговора Нимёллер провел в заключении уже восемь месяцев, но на свободу так и не вышел, вернее, сразу после освобождения был вновь арестован на пороге тюрьмы сотрудниками гестапо (по прямому указанию Гитлера). К суду он больше не привлекался (в нацистской Германии суд потерял всякую независимость и действовал по указке фюрера партии и государства) и был помещён в тюрьму Маобит, оттуда переведен в тюрьму Целенбау, расположенную в концлагере Заксенхаузен. Позже – в концлагерь Дахау. Он с трудом выжил в жесточайших условиях концлагеря, чудом избежав смерти.
В конце апреля 1945 года Нимёллер вместе со 140 высокопоставленными заключенными был доставлен в так называемую «Альпийскую крепость (Альпенфестунг), расположенную в труднодоступных районах Тироля. Группа должна была быть использована в качестве заложников во время сепаратных переговоров о капитуляции. К счастью, всю группу заключенных освободили солдаты 7-й американской армии.
Он вернулся в Берлин, к своей прежней деятельности.
На протяжении всех последующих лет жизни, Нимёллер неоднократно заявлял о признании вины за преступления нацистов и глубоко раскаивался в своих первоначальных убеждениях. Широко известно стихотворение Мартина Нимёллера «Когда они пришли»:
«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за членами профсоюза, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».
В 1947-1964 годах он был епископом реформированной евангелической церкви Гессе-Нассау, получившим известность за свою антивоенную деятельность, в 1966-1972 годах - вице-председателем Интернационала противников войны. В 1952-м он посетил Советский Союз, а в 1967-м - Северный Вьетнам, где встретился с Хо Ши Мином. После встречи с немецким ученым химиком и лауреатом Нобелевской премии (расщепление урана) Отто Ганом в 1954 году активно выступал против «гонки вооружений» и ядерного оружия.
В 1961 году возглавил Всемирный совет церквей, в 1967-м был удостоен Ленинской премии мира.
Умер Мартин Нимёллер 6 марта 1984 года в Висбадене, ФРГ.