Если убрать весь свет во вселенной, то цвета не будет. Ибо свет = цвет. Если исключить весь исторический опыт, то не будет смыслов цвета, с которыми мы живем и работаем.
Нам кажется, что цвета "вызывают" у нас чувства и эмоции, влияют на поступки, поэтому приписываем им некие значения. На самом деле чувства возникают в ответ на сложившиеся за тысячелетия существования культуры стереотипы значений.
Историю цвета мы начали тут. Черный. Красный. Начало желтого.
Сегодня желтый в европейской культуре от Средних веков до Нового времени.
В символике христианства раннего средневековья желтый имел еще светлые атрибуции, означая славу, плодородие, доброту, просветление, связывался со Святым Духом. И, самое главное, не отождествлялся с золотом, как в других типах и формах культуры.
Золотой приравнивался к белому в значении не власти, но абсолюта света. Солнечный животворящий золотой имел отношение к всеведению Творца, свидетельствовал о грядущей славе: на иконах одеяние Богомладенца отличается нюансами золотистого цвета, свидетельствующего о пасхальном возрождении и преображении.
Также золото часто применялось в иконописи в качестве атрибута Богоматери.
С наступлением готической эпохи желтый цвет обрел значения ревности, измены, трусости и лживости. Каина и Иуду стали писать с желтыми бородами, в желтой одежде; еврейский народ одели в желтое, как предателей Иисуса.
В католичестве с этим цветом ассоциировали испытания страданием или завистью, потому еретиков, изменивших Богу и его заповедям, сжигали в одеждах этого цвета.
Так, на пике Средневековья желтый объединил Европу в отрицательном прочтении смыслов благодаря иконографическому канону. Предателей, мусульман, евреев и еретиков стали изображать в желтых одеждах, например, на картине «Поцелуй Джотто Иуды» Иуда носит желтый плащ.
Оккультные практики средневековья имели свое видение смысла цвета. Алхимия к прочтению обращалась через астрологию, в которой лучи Солнца, расположенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, зеленый – цвет Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера, фиолетовый – цвет Луны, оранжевый – цвет Солнца, желтый – цвет Меркурия. Второй стороной толкования была «физическая» подоплека цвета – его связь с силами природы и сторонами света. Желтый относили к Востоку, воде и мужскому началу.
В конце Средневековья желтый получил более гармоничные значения: ему досталась роль баланса между регальным красным и святым белым – между земной королевской справедливостью и божественным небесным состраданием.
Крестьяне и люди среднего класса, пытаясь подражать красному, используемому элитами, носили платья, окрашенные доступными и менее дорогими красителями – красно-оранжевыми и цветами «ржавчины» – грязно-желтыми. Народные эксперименты способствовали появлению желто-зеленых оттенков, пользующихся большим спросом в народной моде.
В эпоху Ренессанса желтому снова достались негативные коннотации – проституток и евреев обязали носить платье или аксессуары данного цвета.
В медицине его отнесли к знакам болезни – желтый крест ставили на чумных домах, а флаг на борту судна означал, что на борту есть инфекционные больные.
Желтым также помечали дома преступников.
Возврат к положительным смыслам произошел только в Новое время. Абсолютный монарх Людовик XIV показывал через желто-золотой максиму могущества короля-солнца.
Далее цвет победным маршем вошел в геральдику королевских домов Европы и России.
Следующая история о желтом в политике.