Найти тему
Арт Разговор

Как вернуть картины из Парижа обратно в Эрмитаж?

Выставка коллекций Морозовых осталась в Париже.

В парижском музее Fondation Louis Vuitton застряла и может не вернуться вторая выставка серии «Иконы современного искусства». Она посвящена знаменитым коллекционерам братьям Михаилу Морозову (1870–1903) и Ивану Морозову (1871–1921). Вот уже несколько дней в сети обсуждают возможный отказ Франции возвращать в Россию картины, привезенные в Париж в рамках выставки. 

Открытие не раз переносилось из-за пандемии и состоялось только через год после первоначально определенной даты. Не выставлявшиеся в Париже ранее работы Репина, Серова, Врубеля, Ларионова, Машкова, Кончаловского, Сарьяна (наряду, конечно, со многими прославленными шедеврами Пикассо, Матисса, Сезанна, Гогена, Родена) составляют главную ценность экспозиции.

-2

Во французской газете Marianne появилась статья, в которой призывают задержать коллекцию во Франции в качестве "гарантий" на время военной спецоперации России на Украине. «Выставленные в фонде Louis Vuitton в Париже картины из собрания Морозова останутся во Франции во время российско-украинского конфликта и будут служить негласной гарантией защиты французов, проживающих в России,» — пишет издание.

-3

Призывы арестовать и даже конфисковать коллекцию звучат сейчас от европейцев и в соцсетях. В газете Le Figaro отмечают, что даже высказываются предложения о продаже изъятых полотен. Вырученные средства предлагается направить на поддержку Украины, в том числе военную.

Французская сторона официально пока выразила намерение вернуть картины. Но здесь есть свои трудности. Речь идет в первую очередь о транспортировке шедевров. При перевозке художественных шедевров этим должны заниматься специальные компании, указанные в договоре, но из-за санкций и ряда ограничений привычные логистические цепочки оказались нарушены, а значит, транспортировку надо планировать заново, и расходы на нее могут существенно возрасти. Сообщается, что в договорах наших музеев обозначено, что транспортировку оплачивает принимающая сторона, то есть в данном случае французы, но в изменившихся условиях этот пункт может стать вопросом обсуждения.