Мамонтова арестовали в его собственной квартире, провели под конвоем по городу, причем до тюрьмы он шёл пешком пять километров
Пять месяцев его держали в одиночной камере.
А на суде один из свидетелей сказал: Подсудимый заслуживает четырёх памятников в разных городах. В Мурманске, Архангельске, Донецке и в Москве на театральной площади.
Самое известное здание созданное Савой Морозовым -это гостиница Метрополь.
Вроде бы просто гостиница, но сделана была в то время с большим размахом. Фактически Метрополь - это произведение искусства.
У него были большие планы на эту гостиницу. В гостинице должны были быть кроме ресторанов, кинотеатр, художественная галерея, концертные и спортивные залы, ну а сердцем "Метрополя" должен был стать оперный театр.
Мамонтов очень много денег вкладывал в искусство, он сам увлекался творчеством и у него был очень хороший вкус.
Он шёл немного впереди своего времени, заметил Врубеля и ценил его работы, привез в Москву Шаляпина и фактически раскрыл его талант.
Когда императорская академия художеств забраковала работы Врубеля "Принцессу Грёзы" и "Микулу Селяниновича" упрямый меценат выставил произведения искусства за свой счёт.
А впоследствии заказал на своем заводе в Абрамцево керамическое пано "Принцесса Грёза".
В строительстве гостиницы "Метрополь" участвовали десятки архитекторов, самые известные это Вильям Вальконт, Лев Кекушев, Мариан Перетяткович.
Впервые себя здесь заявил скульптор Андреев, впоследствии создавший памятник Островскому и Гоголю.
То что Мамонтов вкладывал большие деньги в искусство, не всем нравилось, особенно чиновникам.
Сергей Витте Мамонтова вообще не понимал. Не раз его спрашивал, зачем он театр содержит, ведь это затратно и не серьезно.
На что Мамонтов отвечал, что искусство серьезнее железных дорог. Искусство, считал Савва Иванович, это не только развлечение и увеселение.
Мытищинский завод, который до сих пор выпускает вагоны, это тоже Мамонтов строил.
Ему же принадлежит северный железнодорожный проект Москва- Архангельск.
Чтобы строить железные дороги нужны свои заводы и получая от государства разрешение на строительство железной дороги он приобретал и убыточные предприятия.
На модернизацию предприятий взял деньги в кассе Ярославской железной дороги, без ведома акционеров, но с согласия министра финансов Сергея Витте.
Взять деньги, где есть, потом доложить с прибыли была обычная неофициальная практика.
Витте обещает Мамонтову концессию на строительство железной дороги Петербург- Вологда- Вятка и советует взять ссуду в Петербургском банке.
Ловушка захлопнулась.
Концессию на строительство железной дороги отобрали. Банк стал требовать погасить ссуду. Наверное Савва Иванович смог бы выкрутиться, перезанять денег, что то продать. Но его арестовывают.
Чтобы уничтожить Мамонтова нужно было продержать его в тюрьме.
Залог за него назначили 700 тысяч рублей. Друзья тут же стали собирать деньги.
Скидывались даже его сотрудники на железной дороге. Но когда деньги собрали, залог подняли до 5 млн.
Таких свободных денег ни у родственников, ни у компаньонов не нашлось.
Мамонтов не спрятал деньги, не вывез заграницу, он все до копейки вложил в северный проект, его мечтой было оживить забытый Север.
Его защищал на суде сам Плевако.
"Савва Иванович поскользнулся, защищал Плевако. - Но это было проигранное сражение начатое полководцем, убежденным, что он принял бой в интересах отечества! Если бы Мамонтову не помешали - все его грехи были бы забыты, и Россия обогатилась и новыми путями сообщения и новыми заводами, которые в русских руках служили бы государству..."
Суд признал растрату, но Мамонтова оправдали.
Почему решили съесть Мамонтова?
Говорили, что государство подминало частный бизнес.
Но все проще люди Витте присвоили себе предприятия, подняли поставленным чиновникам, которые стали директорами зарплаты в 5 раз больше чем платил Мамонтов.
Мамонтов все деньги пускал в дело.
Гостиницу, знаменитую его гостиницу " Метрополь" тоже отобрали.
Ну кому нужен оперный театр?
Ведь Савва содержал его на свои деньги с прибыли, не выгодное это дело для чиновников.
Гостиницу внутри полностью переделали, налепили побольше номеров, главное прибыль.
От Саввы Морозова осталось только большое фойе со стеклянным куполом.
А меня вся эта история натолкнула на ещё одну историю, только в наше время.
Выделили 2 млрд рублей на реконструкцию железной дороги БАМ.
Полтора миллиарда растрата.
Ну хоть бы показательный суд прошел, да хоть бы имя узнать:)