Среднестатистический человек имеет какие-то желания, стремления, цели и мечты в этой жизни. Одни мечтают о квартире, другие о машине, третьи о любви, семье, счастье. Люди строят какие-то планы на будущее, планируют, что будет так-то или так-то. Но как говорится: «Человек предполагает, а Бог располагает.» Пословица. И может получиться всё совсем не так, как мы предполагаем. И это может вызвать у кого-то лёгкое разочарование, у кого-то уныние, у кого-то сильную депрессию, вплоть до самоубийства может довести, в зависимости от внутренних качеств человека и самой ситуации, её серьёзности и важности для него.
Но вот, к примеру, в притче о богаче и Лазаре, которую рассказывает Господь Иисус Христос в Евангелие мы читаем, что богач имел всё и пировал каждый день, а Лазарь был нищим, лежал весь в струпьях и мечтал напитаться крошками со стола богача. Но чем это закончилось? Лазарь после своей смерти был отнесён Ангелами на ложе Авраамово и наследовал блаженную вечность, а богач после смерти попал в ад на вечные муки (см. Лк. 16: 19-31). И чья участь оказалась лучше, Лазаря или богача? Конечно Лазаря, ведь эта временная жизнь, как миг по сравнению с вечностью. Нам неизвестно, что для нас лучше, а Богу известно. Самое лучшее – это предавать всё в волю Божию. Но так могут не все. Кажется, что это трудно. Но на самом деле – это самая лёгкая и верная позиция, которая может быть. В этом заключается смирение, и такой человек всегда имеет мир в душе. Этим отличались святые. Они не хотели ничего, а только исполнять волю Божию, и этим уподобились Христу. «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.» (Ин. 4: 34). Такой человек не разочаровывается, а всё принимает смиренно, как от руки Божией, зная, что Господь всё посылает для пользы душевной и ко спасению души, всё оборачивает к лучшему. И если Господь что-то не даёт, значит хочет дать больше. А люди планируют что-то, не зная, что будет завтра, будут ли они живы, сколько дней жизни им отведено. Апостол Иаков говорит: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.» (Иак. 4: 13-16).
Святая Блаженная Матрона Московская тоже советовала предавать всё на волю Божию. Святая говорила: «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы. Господь Сам все управит!». Господь в Евангелие нам говорит: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Ведь дети не о чём не заботятся, делают, что говорят им родители, их жизнь поэтому беззаботна, легче, чем у взрослых. Многие из взрослых людей хотели бы вернуться в детство, или просто вспоминают детские годы с теплотой, как беззаботное время, когда о них заботились родители. Так вот Господь тоже заботится о нас, как Отец о детях, и посылает нам всё полезное для спасения. Господь всё устроят к лучшему для нас, но мы не всегда это понимаем. А Ему известно, что именно нам нужно, потому что Он знает наперёд, что будет, и знает нас лучше, чем мы, знает наше внутреннее состояние, что будет полезно для нас. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» (Исаия 55: 8-9). А мы иногда начинаем сопротивляться, капризничать, не принимать обстоятельства такими, какие они есть, хотим, чтобы всё было по-нашему. Но если не состоялась наша воля, то это к лучшему, значит состоялась воля Божия, как учат святые отцы, а Бог всё делает к лучшему для нас. Господь всё делает исходя из любви к человеку, потому что Бог есть любовь. (См. 1-е Ин. 4: 16). Бывает только через какое-то время мы понимаем, что это было к нашей пользе. Пример из нашей современной жизни. Человек вынужден был переехать в место, в которое не хотел переезжать, плакал, но так сложились обстоятельства, пришлось переезжать именно туда. Через какое-то время оказалось, что на этом месте где стоит дом, куда он переехал, раньше был храм Божий, место очень понравилось ему. Он очень доволен и благодарен Богу, что именно в этом дом Господь привёл его. И как говорят святые, если Господь что-то не даёт, знать хочет дать больше. Вот хорошая притча на эту тему.
«В одном лесу росли три дерева. У каждого была мечта, каждому виделось будущее прекрасным. И каждое получило не только то, о чем мечтало, но и несравненно большее! Но только не так, как им это виделось на земле. Первое дерево хотело стать когда-нибудь дорогим ковчегом, украшенным красивой резьбой, в котором хранилось бы драгоценное сокровище. Это было его мечтой. Второе хотело стать в руках хорошего мастера большим кораблем, мощным и красивым, величественным, который возил бы в путешествия царей и больших вельмож. Третье дерево сказало, что единственное, чего оно хочет, – стать самым высоким и мощным деревом в лесу, чтобы люди, завидев его на вершине горы, задумывались о небесах и Боге. Годы летели, и всё пошло не так. Появились дровосеки и срубили первое дерево. Оно хотело стать дорогим ковчегом, красиво украшенным, чтобы хранить внутри себя сокровища, а дровосеки сколотили из него жалкую кормушку для скота… убогие ясли для соломы и поставили их в хлев. Второе дерево, хотевшее стать величественным кораблем для царских путешествий, стало утлой рыбацкой лодочкой, которую бедные рыбаки приобрели себе для промысла. Третье дерево, хотевшее стать самым высоким в лесу, было срублено плотником, который отнес его к себе и поставил в сарай подсохнуть. Пролетели еще годы, и деревья, разочарованные тем, как повернулись события, даже забыли свои мечты… И вот однажды вечером мужчина и Дева зашли в тот хлев, где стояли деревянные ясли. В хлеву том Дева родила Мальчика, Которого положила в ясли, сделанные из первого дерева. То были Иосиф и Пресвятая Богородица, а в ясли положили не только золото и драгоценности, принесенные тремя волхвами, но и Самого Бога, соделавшегося Человеком ради нас. Так эти ясли удостоились принять в себя Сокровище сокровищ – Самого Бога! В маленькую лодочку, сделанную из второго дерева, спустя много лет вошли рыбаки. Один из них, устав, прилег отдохнуть. Вышли они на простор морской, и поднялась сильная буря. Утлая лодочка не была столь крепкой, чтобы вынести ветер и удержаться на волнах. Тогда рыбаки разбудили Спавшего. Он проснулся и запретил бурному морю: «Умолкни, перестань!» И на море тотчас же сделалась тишина… То был Сам Иисус Христос со Своими учениками на озере Генисаретском. И второе дерево, так хотевшее стать большим кораблем, который возил бы по свету больших вельмож и царей, удостоилось везти Царя царей, Самого Бога, и Его «вельмож» – апостолов! Третье дерево, поставленное сушиться в сарае плотника, однажды было взято, и из него соорудили высокий Крест. А на Кресте том распяли Христа. И дерево это стало намного выше, чем мечтало когда-то: оно достигло самых небес и держало на себе Бога! И стало оно, как мы поем в одном тропаре, «подобно небесам». Вот так наконец каждое дерево из нашей сказки получило не только то, о чем мечтало и чего чаяло, но и гораздо большее! Хотя и не в том виде, в каком им это виделось на земле. История эта учит нас, что мы не знаем, какова воля Божия о каждом из нас. И тем не менее никогда не надо забывать: то, что готовит нам Бог, всегда в тысячи раз лучше и полезнее для нас. Нам надо мечтать. О хорошем. И не забывать, что дела часто идут не так, как мы хотим, но Бог всё устраивает гораздо лучше, чем мы можем себе представить. Будем же иметь веру и надеяться на Промысл Божий!» https://pravoslavie.ru/ .
Поэтому лучше всё предавать в волю Божию, довериться Его Промыслу и не беспокоиться, но принимать всё, что пошлёт Господь смиренно, потому что Господь заботится о нас. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.» (1-е Петра 5: 7). Так душа будет спокойна, мы будем уповать на Господа, доверяя Ему, когда скажем как Пресвятая Богородица: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.» (Лк. 1: 38), и как святой Иов: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1: 21). Конечно можно попросить что-то у Господа, но предавая всё на волю Божию, с оговоркой: «если будет воля Твоя!», как молился Господь Иисус Христос.
«Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.» (Исаия 26: 12).