Тема возможной национализации предприятий горячо обсуждается уже несколько дней, как ответ на уход иностранных компаний с территории Российской Федерации. Эта инициатива предложена в рамках поддержки экономики страны, а соответствующий законопроект уже направлен на рассмотрение.
Что предлагает Правительство
За последние 2 недели в России полностью или временно остановили свою деятельность десятки зарубежных предприятий. Одни из них имели на территории нашей страны только торговые точки или поставляли товары, другие же переносили производство и открывали заводы, где трудились несколько тысяч человек.
В списке потенциальных кандидатов на национализацию 59 иностранных компаний, среди которых IKEA, Volkswagen, McDonald's, Porsche, Toyota и Microsoft.
Механизм рассматривается следующий: в отношении активов иностранных предприятий, ушедших с российского рынка, вводится процедура внешнего управления. В течение трёх месяцев по решению суда руководить компанией будет внешний управленец, в данном случае это госкорпорации ВЭБ.РФ (для нефинансовых организаций) или АСВ (для финансовых). По истечению этого срока новая компания выставляется на торги, а старая ликвидируется. Законопроект обязывает покупателя сохранить не менее 2/3 сотрудников и минимум год не менять сферу деятельности.
В течение 5 дней с подачи заявления на назначении внешнего управляющего, собственник имеет право возобновить деятельность предприятия или же продать свою долю.
Правовые основания
С точки зрения закона инициатива Правительства обусловлена нарушением закона Российской Федерации. Собственники фактически бросают на произвол судьбы сотрудников, филиалы и имущество. Обязательное введение внешнего управления предусмотрены № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», когда действия менеджмента ведут к необоснованному прекращению работы компании, её ликвидации или банкротству.
Действия руководителей также можно подвести под уголовное дело за мошенничество в особо крупном размере и преднамеренное банкротство.
Стоит ли ждать возвращения?
Несмотря на то, законные основания для национализации брошенных иностранных активов имеются, механизм этот неоднозначный – нет прецедентов, на которые можно было бы сослаться. Особенно сложно придётся с компаниями, которые настойчиво используют формулировку «приостановка деятельности», ведь они продолжают исполнять все свои финансовые обязательства, в том числе выплачивают сотрудникам заработную плату. Поэтому стоит ожидать достаточно длинных и затяжных споров, судов и обид.
Но понять авторов законопроекта тоже можно, столь решительные действия – ответ на не менее жёсткую санкционную политику и давление со стороны иностранного политического курса, которому вынужден подчиняться бизнес. Задача Правительства сейчас это не допустить безработицы и сдержать экономический регресс. Использование уже готовой инфраструктуры и мощностей позволит возобновить производство и внести все необходимы изменения в кротчайшие сроки.
Если пытаться заглянуть в будущее и рассуждать о последствиях национализации и возврате на отечественный рынок, то перспективы безусловно есть. Во-первых, российский рынок останется достаточно привлекателен, да и в процентном соотношении прибыль россияне приносили хорошую - как я отмечал выше, уход зарубежных компаний обусловлен политическим и социальным давлением (не стоит забывать про столь популярную на западе и Европе культуру отмены) и нестабильностью курса валют. Их возвращение, вопрос времени – бизнес есть бизнес.
Не стоит ждать препятствий и от российской стороны, все прекрасно понимают важность иностранного капитала для экономики. Безусловно этот кейс подстегнёт обе стороны к доработке механизма взаимодействия, в частности зарубежные компании будут искать способы подстраховки.