Все родители с нетерпением ждут, когда малыш скажет первое слово. Одни малыши начинают говорить раньше, другие –– позже. Но если к двум-трём годам ребёнок даже не пытается начать говорить и общается с окружающими жестами или мимикой, необходимо осуществить запуск речи у логопеда. Рассказываем, как это происходит.
Запуск речи у ребенка состоит из пяти этапов.
Комплексная речевая диагностика
Существует множество причин, по которым малыш не начинает говорить –– тяжёлая беременность или роды, стресс, поражение ЦНС, наследственность и многие другие.
Чтобы установить точную причину трудностей с речью, запуск речи всегда начинается с комплексной логопедической диагностики. При необходимости логопед отправляет малыша на дополнительные исследования –– к неврологу, психиатру и отоларинголога.
Кстати, вы можете записать малыша на бесплатную комплексную онлайн-диагностику речи по этой ссылке в первую школу коррекции речи в России KidBrains.
Составление индивидуального плана коррекции речи
На основе результатов диагностики логопед составляет индивидуальный план коррекции речи. Занятие по запуску речи у неговорящих детей может включать в себя упражнения для развития мелкой моторики и фонематического слуха, техники из логоритмики и артикуляционной гимнастики, дыхательные практики и многие другие упражнения.
Запуск речи
Один из основных принципов при запуске речи — подражание. Задача логопеда –– побудить малыша сначала повторить за ним звуки, а затем слоги, слова и словосочетания. Для этого логопед использует игровые методики, чтобы занятие по запуску речи у неговорящих детей проходило весело.
Выбор упражнений зависит от диагноза.
Например, очень часто логопедический запуск речи необходим малышам со слабым слухом –– им трудно разобрать речь взрослых и, соответственно, также трудно начать им подражать. В такой ситуации логопед добавляет упражнения для развития слуха.
Среди них:
- Кто говорит? Педагог включает запись двух разных звуков, например, мычание коровы и лай собаки. Задача малыша –– определить, какому животному принадлежит звук.
- Движение под звуки. Педагог задаёт условия, например, под звук барабана малыш должен хлопнуть ладоши, а под звук гитары –– встать со стула и сесть обратно. Затем логопед поочерёдно включает оба звука.
Автоматизация речи
Многие родители прекращают занятия с логопедом после того, как малыш начинает говорить. Не надо так: без автоматизации навыка дети часто снова перестают говорить и весь путь нужно начинать сначала.
На этом этапе логопед часто использует упражнения из артикуляционной гимнастики, чтобы малыш научился управлять органами речи и правильно выговаривать все звуки.
Закрепление в обыденной жизни
Этот этап обычно проходит параллельно с предыдущим. И во время закрепления особенно важна роль родителей или других взрослых, которые помогают малышу запустить речь. Их задача –– побуждать малыша больше говорить и демонстрировать правильную артикуляцию на своём примере.
Для запуска речи важен каждый из этих этапов. Главное, начать запуск речи с комплексной диагностики –– без постановки правильного диагноза даже самые эффективные методики могут оказаться бесполезными.