Найти тему

5 этапов запуска речи у малыша

Оглавление

Все родители с нетерпением ждут, когда малыш скажет первое слово. Одни малыши начинают говорить раньше, другие –– позже. Но если к двум-трём годам ребёнок даже не пытается начать говорить и общается с окружающими жестами или мимикой, необходимо осуществить запуск речи у логопеда. Рассказываем, как это происходит.

Запуск речи у ребенка состоит из пяти этапов.

Комплексная речевая диагностика

Существует множество причин, по которым малыш не начинает говорить –– тяжёлая беременность или роды, стресс, поражение ЦНС, наследственность и многие другие.

Чтобы установить точную причину трудностей с речью, запуск речи всегда начинается с комплексной логопедической диагностики. При необходимости логопед отправляет малыша на дополнительные исследования –– к неврологу, психиатру и отоларинголога.

Кстати, вы можете записать малыша на бесплатную комплексную онлайн-диагностику речи по этой ссылке в первую школу коррекции речи в России KidBrains.

-2

Составление индивидуального плана коррекции речи

На основе результатов диагностики логопед составляет индивидуальный план коррекции речи. Занятие по запуску речи у неговорящих детей может включать в себя упражнения для развития мелкой моторики и фонематического слуха, техники из логоритмики и артикуляционной гимнастики, дыхательные практики и многие другие упражнения.

Запуск речи

Один из основных принципов при запуске речи — подражание. Задача логопеда –– побудить малыша сначала повторить за ним звуки, а затем слоги, слова и словосочетания. Для этого логопед использует игровые методики, чтобы занятие по запуску речи у неговорящих детей проходило весело.

Выбор упражнений зависит от диагноза.

-3

Например, очень часто логопедический запуск речи необходим малышам со слабым слухом –– им трудно разобрать речь взрослых и, соответственно, также трудно начать им подражать. В такой ситуации логопед добавляет упражнения для развития слуха.

Среди них:

  • Кто говорит? Педагог включает запись двух разных звуков, например, мычание коровы и лай собаки. Задача малыша –– определить, какому животному принадлежит звук.
  • Движение под звуки. Педагог задаёт условия, например, под звук барабана малыш должен хлопнуть ладоши, а под звук гитары –– встать со стула и сесть обратно. Затем логопед поочерёдно включает оба звука.
-4

Автоматизация речи

Многие родители прекращают занятия с логопедом после того, как малыш начинает говорить. Не надо так: без автоматизации навыка дети часто снова перестают говорить и весь путь нужно начинать сначала.

На этом этапе логопед часто использует упражнения из артикуляционной гимнастики, чтобы малыш научился управлять органами речи и правильно выговаривать все звуки.

Закрепление в обыденной жизни

Этот этап обычно проходит параллельно с предыдущим. И во время закрепления особенно важна роль родителей или других взрослых, которые помогают малышу запустить речь. Их задача –– побуждать малыша больше говорить и демонстрировать правильную артикуляцию на своём примере.

Для запуска речи важен каждый из этих этапов. Главное, начать запуск речи с комплексной диагностики –– без постановки правильного диагноза даже самые эффективные методики могут оказаться бесполезными.

-5