Найти тему

Вместе с ветром

На что грек Овидий вместе с итальянцем Боттичелли смогли вдохновить англичанина Уотрехауза, и что из всего этого вышло.

Флора и Зефир. Джон Уильям Уотерхаус. 1895 г.
Флора и Зефир. Джон Уильям Уотерхаус. 1895 г.

Традиционно считается, что картина Джона Уильяма Уотерхауза "Флора и Зефир" была вдохновлена отрывком из "Фаст" Овидия, где греческий автор рассказывает историю любви нимфы Хлориды и весеннего ветра - Зефира:

Фло­рой зовусь, а была я Хло­ридой; в устах же латин­ских
Име­ни мое­го гре­че­ский звук иска­жен.
Да, я была на бла­жен­ных полях Хло­ридою-ним­фой,
Там, где счаст­лив­цы мужи в оное вре­мя цве­ли.
Как хоро­ша я была, мне меша­ет ска­зать моя скром­ность,
Но добы­ла я сво­ей мате­ри бога в зятья.
Как-то вес­ной на гла­за я Зефи­ру попа­лась; ушла я,
Он поле­тел за мной: был он силь­нее меня.
Пра­во девиц похи­щать Борей ему дал: он и сам ведь
Дочь Эрех­тея увлек пря­мо из дома отца.
Все же наси­лье Зефир оправ­дал, меня сде­лав супру­гой,
И на свой брач­ный союз я нико­гда не роп­щу.
Веч­ной я нежусь вес­ной, вес­на — это луч­шее вре­мя:
В зеле­ни все дере­ва, вся зеле­не­ет зем­ля.
Сад пло­до­ви­тый цве­тет на полях, мне в при­да­ное дан­ных:
Нежит его вете­рок, лас­ко­во воды жур­чат.
Сад мой укра­сил супруг пре­крас­ным цве­точ­ным убо­ром,
Так мне ска­зав: “Навсе­гда будь ты боги­ней цве­тов!”

На своей картине Уотерхаус изображает миг похищения красавицы ее будущим супругом. Но, помимо Овидия, у художника был и еще один источник вдохновения - знаменитая "Весна" Сандро Боттичелли.

Весна. Сандро Боттичелли. 1482 г.
Весна. Сандро Боттичелли. 1482 г.

Перекличку этих двух картин невозможно не заметить. Они похожи даже композиционно. Уотерхаус словно "кадрирует" и переосмысливает фрагмент картины Боттичелли.

Уотерхауз безусловно очеловечивает Флору. Там, где у Боттичелли мы видим в двух ипостасях сначала нимфу, а потом богиню, у Уотерхауса - обычная девушка. В окружении подруг и цветов она и не ведает, об уготованной ей судьбе.

Интересно, что даже пейзажи"Весны" и "Флоры..."созвучны. Роща Боттичелли более схематична, чем пейзаж на картине Уотерхауза и момент весны, изображенный на "Флоре ..." явно более ранний, чем на "Весне" Боттичелли, но взаимозаменяемость этих территорий явно прослеживается.

Вместе с тем, Уотрехаус усиливает и лиричную линию этого сюжета. Если на картине Боттичелли мы видим безусловное похищение, то у Уотрехауса присутствуют элементы ухаживания. Зефир не просто уносит Флору, он целует ее руку и опоясывает ее гирляндой из белых роз.

Эта гирлянда, кстати, очень красноречивый символ: это и ухаживание, и бракосочетание (цветочные гирлянды были в античности одним из обязательных элементов брачных обрядов), и преображение - превращение нимфы в богиню.

Кстати и сама красавица на картине Уотерхауза безусловно смущена, но, в отличие от подруг, совсем не напугана. Она принимает ухаживания крылатого бога. Картина "Флора и Зефир" и сегодня считается одним из самых чувственных образцов художественного воплощения любви с первого взгляда.

Тема прекрасной девушки и влюбленного в нее ветра словно дублируется в более поздней картине "Цветы на ветру", которая была написана в 1902 году. Правда, присутствие ветра на этом полотне становится менее мифологизированным. Тут нет ни античных строений, ни парящих в небе братьев ветров.

"Цветы на ветру" - это портрет, на котором красивая молодая девушка стоит на лугу. Ее подол полон цветов, а само она борется с ветром, который развевает ее волосы и одежду.

Цветы на ветру. Джон Уильям Уотерхаус. 1902 г.
Цветы на ветру. Джон Уильям Уотерхаус. 1902 г.

Эту картину можно было бы посчитать простым портретом. Если бы ни намеки, которые художник, подбрасывает своим зрителям подобно хлебным крошкам, которые сказочные Гензель и Гретель оставляли, чтобы попасть домой.

Итак, девушка стоит на переднем плане картины. Позади нее есть небольшая тропинка, а также несколько небольших цветущих деревьев. На самом дальнем заднем плане изображены несколько холмов. Но художник намеренно изображает второй план как бы в дымке, чтобы эти виды не отвлекали зрителей от центрального компонента картины - от девушки и луга, на котором стоит красавица.

Этот изгиб реки, эти анемоны - менее яркие на этой картине, они, тем не менее очень узнаваемы. Это словно иной ракурс и иное время все в той же рощи, которую можно было увидеть на картине "Флора и Зефир". Да и девушка - та же, и под белым, верхним слоем на девушке все то же пурпурное платье. Это словно все та же Флора, все в той же роще, просто несколько лет (или, может, тысячелетий) спустя.

Северный ветер / Борей. Эскиз. Джон Уильям Уотрехаус.
Северный ветер / Борей. Эскиз. Джон Уильям Уотрехаус.

Всего через год после "Цветов на ветру" Уотерхаус написал еще одну картину на схожую тему - "Борей" / "Северный ветер".

Это тоже портрет молодой девушки. На этот раз почти без цветов и не в полный рост. Она стоит посреди луга и на дворе, судя по цветущим нарциссам - весна. Вот только это не погожий солнечный денек, а один из тех хмурых и ветреных дней, когда зима словно грозиться вот-вот вернуться.

Благодаря приглушенным тонам картины и очень динамичным мазкам, которыми художник рисует пейзаж, мы словно сами можем ощутить пронизывающий холод, порывистого ветра, от которого, изображенная на картине девушка, пытается укрыться, кутаясь в серую шаль.

Эта картина названа в честь Борея, греческого бога северного ветра. Он был братом Зефира и влюбился в Орифию - дочь афинского царя Эрихтея. Очарованный красотой девушки, Борей явился к царю просить руки его дочери. Но царь, видя что такой брак пугает девушку, отказал Борею. Оскорбленный отказом простого смертного, бог подстерег красавицу на лугу и похитил ее.

Несмотря на то, что картины "Цветы на ветру" и "Северный ветер" никогда не задумывались как парные, они прекрасно дополняют друг друга.

Северный ветер / Борей. Джон Уильям Уотерхаус. 1903 г.
Северный ветер / Борей. Джон Уильям Уотерхаус. 1903 г.