В целях эффективной подготовки полицейских периода Мэйдзи (1868 - 1912), Столичным полицейским управлением в программу обучения полиции были включены комплексы по изучению кэндзюцу и иай: Десять стандартных ката фехтования Столичного полицейского управления и Пять стандартных ката иай Столичного полицейского управления.
После включения кэндзюцу в программу обучения полицейских в 1879 году, спустя четыре года Столичным полицейским управлением было принято решение дополнить обучение техниками дзюдзюцу. Для этого в столичное управления были приглашены мастера дзюдзюцу: Накамура Ханскэ (Рёи Синто-рю), Уэхара Сёго (Рёи Синто-рю), Нака Дандзо (Сэкигути синсин-рю) и Хисатоми Тэцутаро (Сибукава-рю). В ноябре 1885 была создана комиссия из 26 мастеров дзюдзюцу, целью которых было отобрать лучшие приёмы дзюдзюцу, которые подходят для нужд полиции, и составить из них комплекс. В результате была создана программа по дзюдзюцу, состоявшая из 16 техник из разных школ. Кроме того, было учтено, что в те времена полицейские носили мечи, и поэтому в программу была включена защита от захватов и попытки завладеть мечом.
В 1887 году эти техники были опубликованы в книге Кэмпо дзукай (Иллюстрированное объяснение приёмов кэмпо), написанная Хисатоми Тэцутаро, являвшимся одним из разработчиков этой программы.
В отличие ката кэндзюцу, которые сохранились до сегодняшнего дня и изучаются, комплекс по дзюдзюцу, называвшийся «Стандартные ката школы дзюдзюцу Столичного полицейского управления» давно не используется.
Источник: Горбылёв А.М. Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой. Выпуск 6
Ниже представлены первые техники, вошедшие в программу подготовки японский полицейских периода Мэйдзи.
ПЕРВАЯ ТЕХНИКА
Цука-дори: Защита от захвата рукояти меча
Это ката происходит из школы Тэнсин Синъё-рю, но методика была доработана. Противник обеими руками хватает цука (рукоять) меча на поясе офицера.
В ответ на попытку противника вынуть меч, офицер удерживает рукоять левой рукой и делает шаг вперёд правой ногой, чтобы остановить вытаскивание меча. Одновременно с этим, он наносит удар ребром ладони правой руки, целясь противнику между глаз.
Рука офицера, атаковавшая переносицу, тут же захватывает цука гасира (навершие рукояти) снизу. Его правая нога и корпус, двигаясь в унисон, широко раскрываются назад и вправо.
Развернув свое тело вправо, офицер затем меняет направление и снова возвращается с правой ноги. Он делает большой шаг в пространство с левой стороны от противника. В то же время рукоять меча, на которой находятся обе руки офицера, ловко поворачивается сверху влево, выбивая захват противника.
Продолжение следует...
РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПРОЧТЕНИЮ: