Найти в Дзене
Психолог из детсада

Примеры описания детских рисунков психологом в детском саду

Оглавление

Как педагог-психолог, я сталкивалась с запросом администрации и консилиума описать обычные детские рисунки. Цель запросов: выявление уровня сформированности регуляторных компонентов в изобразительной деятельности, эмоционо-личностных особенностей, уровня овладения программным материалом.

Рисунки были выполнены не по какой-то определенной методике, а в рамках свободного детского творчества. Знаю, насколько тяжело подобрать слова и грамотно составить описание. Делюсь примерами своей работы в этом направлении.

Описание рисунка ребенка шести лет с интеллектуальной нормой

Творческие работы мальчика имеют сюжетный законченный замысел и выраженную гендерную направленность (любит рисовать рыцарские сражения, самолеты). Во многих работах проявляется элементы воображения и творчества: может нарисовать серию последовательных рисунков, отразив в ней придуманную историю, добавить массу подробных деталей. Например, рисуя приключения рыцаря, придумывает оформление его герба, доспехов.

Сюжеты разнообразные. Если дается определенная тематика, то мальчик придерживается её и выполняет поставленные задачи. Стремиться к аккуратности. Использует не менее 7-8 цветов, что соответствует возрастной норме. Соблюдается соразмерность, симметричность рисунков.

Рисунки этого ребенка у меня не сохранились. Близкие примеры взяты из сети интернет. Замок он не мог нарисовать так аккуратно, но тщательность прорисовывания деталей была такой же
Рисунки этого ребенка у меня не сохранились. Близкие примеры взяты из сети интернет. Замок он не мог нарисовать так аккуратно, но тщательность прорисовывания деталей была такой же

Рисует цветными карандашами, мелками, акварелью, владея техниками изображения в соответствии с программным материалом по образовательной области «Художественно эстетическое развитие». Иногда, увлекаясь, делает цвета слишком насыщенными, особенно при рисовании акварелью, что создает эффект небрежности.

Описание рисунка ребенка с гиперактивностью (5 лет)

Рисунки мальчика часто не соответствуют первоначальному замыслу, являются незаконченными, схематичными, без развития сюжета. Большая часть работ выполнена при активной помощи педагога, т.к. сам мальчик часто не проявляет интерес к творчеству, стремиться отвлечься на игровую деятельность. Не всегда соблюдается симметрия и пропорции. Штриховка отрывистая, короткими линиями с сильным нажимом, обычно выходит за грани контуров, при этом идет наложение одного цвета на другой. Не стремится к разнообразию цветов, выбирая 2-3 цвета.

Рисует цветными карандашами, мелками, акварелью, владея техниками изображения ниже уровня программного материала. В самостоятельной деятельности рисует редко, чаще не заканчивая начатый рисунок.

Описание рисунка ребенка с ЗПР, 6 лет

Ребенок иногда проявляет интерес к рисованию, но задания выполняет непоследовательно, не всегда аккуратно, В рисунках просматривается первоначальный замысел, но нарушена симметрия. Элементы творчества мальчик практически не использует. Часто просит о помощи педагога и детей сидящих рядом. Любит, если ему рисуют машины, а он сам потом раскрашивает. Это занятие готов повторять многократно в течении дня.

Рисует карандашами, мелками, красками. Программным материалом по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» овладел на низком уровне усвоения программного материала.

-2

Пример описания рисунка ребенка, не владеющего техникой рисования

Если ребенок рисует крайне плохо, на это есть причина. Не будем озвучивать диагнозы, но приведем примеры описания рисунка.

Мальчик практически не владеет техникой рисования, в его рисунках не угадываются сюжеты и какая-то определенная направленность, хотя он водит по бумаге с увлечением, ему нравится сам этот процесс. «Рисунки» мальчика – это отрывистые, четко проведенные, с сильным нажимом линии и «круговые вихри». Обычно он старается заполнить весь лист, начиная с середины. Обычно рисует одним карандашом и только после подсказки взрослого использует ещё 2-3 цвета.

-3

Кистью владеет слабо, но увлеченно: смешивает цвета, проводит разнообразные линии, круги по листу.

А вот что изменилось после двух лет коррекционной работы:

Мальчик изображает предметы путем создания схематических понятных форм, подбора соответствующего цвета, в рисунках просматриваются сюжеты в соответствии с замыслом. Передает несложный замысел, объединяя в рисунке несколько предметов (домик и дерево). Проводит прямые линии без отрыва. При рисовании использует 2-3 цвета, старается передать реалистичность простых изображений (Например, воздушные шары).

Предпочитает рисовать цветными карандашами.

Цветовая гамма при самостоятельном рисовании – небогата, 3-4 цвета. Иногда рисует и монохроматично, используя только простой карандаш. При раскрашивании штриховые линии грубые, размашистые, часто выходящие за контур или не полностью заполняющие пространство рисунка. Иногда использует для закрашивания зигзагообразную технику.

При рисовании акварелью не всегда дозировано использует краску – на рисунках много потеков, размытостей, но сюжет просматривается.

Рисунок дерева
Рисунок дерева

Аппликация. Еще неуверенно держит ножницы, но умеет самостоятельно резать ими по прямой, по диагонали. Самостоятельно украшает аппликации, но не все детали размещает верно.

Программным материалом по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» овладел на уровне ниже среднего.