Нурбану-султан очень хотелось позлить принцессу, которая постоянно кичилась своим знатным происхождением и образованностью. Кроме того, желая доставить падишаху приятный сюрприз, она специально к приезду послов выучила трудное русское слово «Здравствуйте» и еще несколько простых фраз, типа: каким был путь, как здоровье вашего господина?
Сделать это ей помогла русская калфа, которая следила за порядком в гареме Топкапы и учила девушек вышиванию бисером и шелком. Она предложила запомнить еще несколько выражений, но венецианка отказалась. Не слишком ли много для этих неверных будет чести? Достаточно того, что старательно повторяла за ней эти фразы, в душе опасаясь, что рабыня ее обманула и научила непристойностям. От этих девиц никогда не знаешь, чего ожидать! Правда, потом пожалела, что не вняла ее советам. Но не станешь же говорить служанке, что передумала!
Она явственно представляла, как султан будет удивлен, когда во время приема послов приветствует их на родном языке. Кстати, подобное всегда делала его мать Роксолана, которая свободно изъяснялась сразу на нескольких языках, чем очень поражала дипломатов, никак не ожидавших, что супруга султана настолько грамотна. После того, как хасеки обращалась к ним без помощи переводчика, а потом вела умную беседу, надолго теряли дар речи и растерянно крутили головами, что всегда развлекало султана Сулеймана.
Нурбану-султан не собиралась идти так далеко, как ее свекровь. В конце концов, для чего имперский отдел церемоний содержит двадцать переводчиков и тратит на их содержание акче? Пусть отрабатывают свой хлеб!
Она прекрасно знала, что прием иностранных послов считается делом чрезвычайной важности и их проведением занимался все тот же отдел церемоний, созданный во время правления великого Сулеймана Кануни. Именно в его ведении находились подготовка и проведение всех торжественных церемоний при дворе османских султанов. Именно он назначил встречу с послами из Московии на день получения янычарами их ежеквартального жалования. Делалось это с далеко идущими планами. Хотели продемонстрировать иностранцам, насколько сильны и богаты Османы.
Пока послы терпеливо ожидали начала приема, янычары брали принесенные ими подарки и несли, дабы показать султану. Потом, проверив есть ли оружие, их взяли под руки и отвели в зал, где находился султан. Никто из них даже не подозревал, что рядом с ним за густой решеткой находились Нурбану-султан и Михримах-султан, буквально сгоравших от любопытства.
Венецианка с улыбкой представляла, как русские, которых выглядели точно так, как их описывали евнухи — огромные бородатые люди в тяжелых кафтанах с высокими воротниками и огромными меховыми шапками на головах, подползут к ногам султана с приветствиями. И в этот момент Селим с улыбкой объявит: здесь присутствует хасеки Нурбану-султан! В ответ она возьмет выпалит заготовленное: здравствуйте!
Поначалу все шло, как задумывалось. Эти странные люди вошли в сопровождении бостанджи и двух пашей, тащивших их под руки к трону повелителя, как это требовал дворцовый этикет. Они рухнули лицом вниз и терпеливо ждали разрешения поднять головы. Султан Селим милостиво взмахнул рукой и послы стали зачитывать грамоту от своего государя. А вот дальше Нурбану с трудом удержалась от возмущенного крика.
Во-первых, оказалось, что гости не выглядят ужасными пришельцами из других миров. Более того, они для визита облачились в привычные турецкие одежды, причем, довольно богатые. Потом выяснилось, что ее господин, пусть и с сильным акцентом, но может говорить на родном языке своей матери. Но это еще не все. С его позволения первой слово было представлено Михримах-султан, также заговорившей на русском языке, причем, сделавшей это настолько бойко, что переводчик оказался совсем не нужен. Куда там Нурбану со своим корявым «Здравствуйте!». Она даже произнести его не решилась, побоялась, что окружающие поднимут на смех.
А потом и вовсе случилась неприятная сцена. Произошло это в тот момент, когда они после торжественного приема отправились рассматривать подарки московитян. Среди даров оказалась удивительной красоты диадема, украшенная уральскими самоцветами. Нурбану-султан сразу обратила на нее внимание. Ей очень понравились сверкающие голубым огнем аквамарины, так похожие на ее глаза.
Публикация по теме: Страх Нурбану-султан. Книга вторая, часть 9
Продолжение по ссылке