Ученые всего мира работают над созданием лекарства от рака. Однако, учитывая разнообразие онкологических заболеваний, сложность их обнаружения на ранней стадии и особенности развития самих опухолей, найти «волшебную таблетку» пока не удается. И хотя медицина, безусловно, не стоит на месте, и появляются все новые методы. Один из них — таргетная терапия, прицельное воздействие на белки, благодаря которым растет патологическое образование. Это более совершенный, эффективный и щадящий для организма способ лечения, который сегодня активно используют врачи.
Что такое таргетная терапия
Впервые таргетную терапию начали использовать в начале 70-х, когда обнаружили, что один из препаратов может блокировать рецепторы эстрогенов. Такое лечение оказалось крайне эффективным при гормонозависимом раке молочной железы. Дальше гормоны стали применяться для лечения разных видов рака, так что сейчас у нас есть уже отдельное направление — гормонотерапия онкологических заболеваний.
Чем больше ученые открывали мишеней в опухолевых клетках, на которые можно было воздействовать точечно, получая при этом не менее, а часто и более позитивный результат, чем при классической химиотерапии, тем быстрее развивалась таргетная терапия. Все это, кстати, очень созвучно персонализированной медицине, одному из главных направлений современной медицины. Она строится на том, чтобы подбирать лечение исходя из клинической картины, основных показателей здоровья и даже особенностей образа жизни каждого отдельно взятого пациента.
Преимущества и недостатки таргетной терапии
Первое и основное преимущество — это меньшая вероятность побочных эффектов при большей эффективности лечения. «Классическая химиотерапия, какой мы ее всегда знали, действует «без разбора», — говорит Александр Серяков, руководитель Онкоцентра «СМ-Клиника», врач-онколог, гематолог, лучевой терапевт высшей категории, д.м.н., профессор. — Она подобно антибиотикам, которые уничтожают и хорошие, и плохие бактерии (только, конечно, в большем масштабе и более агрессивно), воздействует на организм человека в целом. В случае с таргетной терапией мы работаем только с определенными белками и уничтожаем только определенные клетки».
Впрочем, и этот перспективный метод не обходится без недостатков. По словам нашего эксперта, прежде всего, он подходит не для всех видов опухолей, каждая из которых мутирует и развивается по-своему. Вот почему важно вовремя провести молекулярно-генетическое исследование опухоли, определиться с ее структурой и выявить основные онкогены. Чтобы не потерять время, и чтобы пациент скорее получил именно то лечение, которое ему нужно.
А еще опухолевая ткань со временем адаптируется даже к самым новым из препаратов, поэтому «дочерняя» опухоль будет значительно отличаться от «материнской». Врачи снова и снова подбирают подходящие препараты, чтобы они работали уже с новой тканью, претерпевшей мутации.
Как подбирают таргетную терапию
Все начинается с биопсии, когда специалист «отщипывает» кусочки опухолевой ткани, чтобы исследовать их. «Образцы запаиваются в парафиновый блок и в этих «резервуарах» попадают в лабораторию, где определяется чувствительность клеток к тем или иным препаратам, — говорит Александр Серяков. — Существует 165 основных препаратов, применяемых в таргетной терапии, и их все нужно проверить. Это обычно занимает 1,5-2 месяца, после чего на руках у онколога оказывается заключение с ранжированием, которое помогает ему принять решение о дальнейшей тактике лечения. Важно понимать, что само лечение при этом не прекращается ни на минуту. В ожидании результатов врачи действуют по протоколам, которые помогают, в том числе не упустить ценные минуты, если вдруг выяснится, что таргетная терапия пациенту не подходит. Пациент, в свою очередь, постоянно находится на связи с врачом, вносит по его рекомендациям изменения в свой образ жизни, начинает принимать препараты или проходит дополнительные обследования, если они необходимы».
После прохождения терапии рекомендуется раз в 1-1,5 года тестировать опухолевую ткань на чувствительность к таргетному препарату. Но нередки случаи, когда использование изначально назначенного препарата в итоге выводит пациента в стойкую ремиссию.
Перспективы таргетной терапии
Несмотря на то, что это возможно не всегда, применение таргетной терапии в лечении рака дает очень хорошие результаты. Например, если раньше для пациентов с раком желудка 4 стадии мы говорили о выживаемости в течение года, то сейчас это стабильно несколько лет. То же самое обстоит с раком легкого, который дает отдаленные метастазы. Пока не удается добиться заметного прогресса только в лечении рака поджелудочной железы, но исследования постоянно ведутся, новые препараты появляются и можно надеяться, что скоро ситуация изменится в лучшую сторону.