Современная медицина не стоит на месте. Информация постоянно обновляется, появляется новая литература, исследования, открытия. Необходимо изучать материалы и извлекать из этого полезные знания. Делать это самостоятельно, регулярно и самое главное, эффективно не всегда представляется возможным. Именно для этого и был придуман журнальный клуб – еженедельное собрание специалистов для обсуждения научных статей, новых клинических рекомендаций, клинических случаев и так далее. Изначально целью создания журнального клуба было улучшение существующего образования. И в идеале было бы превосходно, если бы на каждой кафедре по клиническим дисциплинам было бы такое. Одно из первых упоминаний о журнальном клубе было найдено в книге воспоминаний и писем Сэра Джеймса Педжета, британского хирурга, который в середине 19 века писал примерно следующее о группе врачей его клиники «своего род клуб…небольшая комнатка над булочной у ворот госпиталя, где мы могли сидеть и читать журналы».
Сэр Уильям Ослер основал первый «формализованный» журнальный клуб в университете Макгилла в Монреале в 1875 году. Изначально целью журнального клуба была возможность разбирать статьи из журналов, на которые не у всех участников клуба была оформлена подписка.
ЗАЧЕМ ЭТО ВСЁ?
1. «Критическое понимание» научных исследований.
2. Влияние на принятие обоснованных решений в клинике.
3. Быть в курсе результатов последних исследований.
4. Привлечение и мотивация для самостоятельной научной деятельности.
5. Развитие навыков критического чтения научных статей и клинических рекомендаций
6. Знакомство с новыми исследованиями в интересующей вас области.
7. Становиться лучше для ваших коллег и пациентов.
8. Отработка навыков критического чтения научных статей.
9. Обсуждение и дальнейшее внедрение новых подходов к каждодневную практику.
10. Поддержание высокого уровня знаний и чтение самой современной литературы, журналов, сайтов, учебников, книг, а также нетворкинг.
ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ?
1.Умению интерпретировать результаты научных работ.
2. Умению применять знания в повседневной работе (клинические решения)
3. Возможности быть в курсе последних научных работ в мире медицины.
4. Планированию и проведению собственных исследований.
5. Умению верно изложить материал, вести дискуссию.
СПЕЦИФИКА:
1. Не является альтернативой традиционной программе обучения.
2. Прокладывает рельсы и дорогу в мир эпидемиологии, биостатистики.
3. Позволит лучше ориентироваться в смежных специальностях.
4. Учит принимать решения в условиях доказательной медицины.
5. Закладывает основы понимания критического мышления.
ТИПЫ ЖУРНАЛЬНЫХ КЛУБОВ:
1.Традиционный.
Обучающийся (студент, ординатор, аспирант) готовит презентацию с обзором тех или иных рекомендаций, научной статьи итд. И рассказывает коллегам, которые, как правило, не читали статью заранее.
Выступление сопровождается комментариями ментора/руководителя.
Основная цель- поддерживать знания на высоком уровне
2. EBM (evidence-based medicine)
Журнальный клуб пытается ответить на те или иные клинические вопросы посредством критического чтения статей и анализа проведенных исследований с последующим рассмотрением вопроса о возможном внедрении в клиническую практику
3. Flipped journal club («перевернутый журнальный клуб»)
Требует серьёзной подготовки всех участников.
Во время общей дискуссии обсуждается заранее выбранная статья.
4. Журнальный клуб онлайн
Отражает известные форматы офлайн-собраний, однако, проводится дистанционно и через интернет.
Ниже перечень журнальных клубов, которые есть на сегодняшний день.
1. Digital journal club Medach
@medachpro
https://vk.com/djournalclub
t.me/digitaljournalclub
2. Журнальный клуб Антонина Павловна Есакова
@doctor_esakova
3. Журнальный клуб Никита Бурлов
@ebm_base
http://journalclubebmbase.tilda.ws/
https://vk.com/jcmma
journalclub.ru
4. Журнальный клуб @hso_talks
@astacusastacus
https://vk.com/hsotalks