Найти в Дзене
Фоточайник

Самый #SOOC! Вечерняя уличная фотография без обработки. Часть 3. Цвет

Оглавление

Обычно, когда с пафосным выражением лица фотограф к своему творению цепляет хэштег #SOOC , он и имеет в виду: «Гляньте, какой я цвет в камере накрутил!!!». Но мы в нашем «сочном» повествовании до цвета дошли только сейчас. Но дошли же! Вот и обсудим

Есть почитать что?

Перед тем, как перейти к делу, стоило бы долго-долго рассказывать, как цвет воспринимается, что на него влияет и как с ним лучше работать, но пересказывать то, что уже давно написано мастерами – это лишнее. Поэтому просто порекомендую к ознакомлению, если еще не знакомы.

Павел Косенко «Живая цифра» - простым и живом языком написанная книга с главными нюансами работы с цветом, которые могут коснуться нас, фотографов. Для начала ей ограничиться – будет вполне достаточно. Доступна онлайн на сайте автора.

Если хочется чего-то в видеоформате, то рекомендую посмотреть вот этот отличный материал на канале CGFish.

Ну а проникнувшись темой, стоит и в первоисточник погрузиться: Иоганнес Иттен «Искусство цвета» - настольная книга всех художников, главная книга о цвете в искусстве, на которую ссылаются в той или иной мере все, кто говорит о нём. Адресована живописцам, но полезна будет и нам.

Многие из вас, уверен, с этими материалами уже знакомы, но если еще руки до них не дошли, очень рекомендую. Ну а пока поговорим о конкретике – как нам воевать с цветом при непостановочной съемке вечером на улице.

Map of the Problematique

Определимся для начала с сутью проблемы, а чем вечерний свет нам усложняем жизнь.

  • Света мало!.. Капитан снова тут, и он напоминает, кроме всего, что цвет который мы видим – это свет, отраженный от предмета или излученный источником, длина волны этого света. А значит, нет света – не будет и цвета, ему неоткуда взяться. А если свет будет плохой, цвет испортится за ним.
  • Свет электрический. Да и ладно бы качественный электрический, но нет – лампы для освещения улиц, само собой, стараются использовать недорогие, про качество их цветопередачи никто особо задумываться не будет. Отсюда неплавные переходы оттенков, пятна насыщенности и прочие неаккуратности в кадре.
  • Смешанный цвет. Сверху со своих столбов желтят фонари, сбоку со стен свисают разноцветные диодные и неоновые гирлянды, над дверями яркие витрины, горят окна, а в тех, которые не горят, отражается синева ночи. Буйство красок нам-то на руку, это интересно, но когда весь этот свет перемешивается и попадает на объект нашей съемки, особенно если это человек, вот тогда и начинается веселье. Ведь для начала камере нужно поймать правильный…

Да-да, основа хорошего цвета – правильный ББ. Ничего нового.

Когда мы просто смотрим на мир, наш мозг быстро адаптируется почти под любое освещение. Например, если человеку завязать глаза, завести его в залитую красным светом комнату из «50 оттенков серого» и там этого человека хорошенько так … А нет, это про другое статья… Ну ладно, развяжем ему глаза. Сначала ударит светом и всё вокруг него зальется красным, но уже через мгновение мозг подстроится и начнет видеть цвета, пусть и не вполне точно, но различать оттенки. Мозг-то умный, хоть иногда его и несложно обмануть (смотрите видео от того же Павла Косенко).

Электроника нашей камеры так гибко адаптироваться не умеет, и при сложном освещении с настройкой баланса белого, того самого параметра который подстраивает изображение под освещение для правильной передачи цвета, бывают приключения. Чем современнее фотоаппарат, чем больше своих знаний и своего опыта в него заложили колористы фирмы-производителя, тем он лучше справится с ситуацией. Но угадать получается не всегда.

Например, здесь уличные музыканты расположились на перекрестке: одна улица залита грязно желтым светом, другая – холодным голубым. Ну и как тут камере понять, какой цвет мы хотим увидеть в кадре? В авторежиме нечто похожее на правду у камеры получилось, но явно же что-то не так:

Баланс белого: "Авто". Как-то желтовато
Баланс белого: "Авто". Как-то желтовато

А что тут не так? Давайте подумаем, как наше восприятие цепляется за цвет и понимает, где правда, а где подстава? В этом ему помогает то, что хорошо знакомо – тон кожи и нейтрали.

Человек должен выглядеть человеком, тон кожи здорового человека для нас понятен и зацепившись за него, взгляд начинает доверять и всему остальному на изображении. Но есть еще и нейтрали: белое должно быть белым, черное – черным, без цветного налета. И конкретно на этом кадре выраженная нейтраль, белая блуза девушки, перевешивает. Она забирает на себя внимание, и поскольку ее цвет явно сдвинут в желтый, изображение выглядит неестественным. При том, что тон лица девушки вполне натуральный, и сам по себе зрителя бы не смутил, но блузка сразу выдаёт, что ББ смещен в тепло.

Перепроявляем кадр в камере с другой настройкой ББ – 2500 Кельвинов со смещением в синее и в красное, чтобы отбелить блузку. И уже другое дело.

Баланс белого: 2500К. Уже лучше
Баланс белого: 2500К. Уже лучше

При этом на бледный цвет лица гитариста зритель особо внимания не обращает, это не главный герой кадра, акцент не на нем. И тем более, зрителю не важны люди на фоне, их почти и не разглядеть. Фон при этом грязноват, но с этим можно тоже побороться уже при съемке, настройками самой камеры, не прибегая к редактированию на компьютере.

Во-первых, как и договорились во второй части, увеличиваем контраст, чуть сильнее проваливая тени. Это настройка Shadows +1 у FujiFilm, а у других производителей может регулироваться контраст либо так же раздельно в тенях/светах, либо просто общая контрастность. Повышением контраста мы убираем детали в тенях, которые неинтересны по сюжету, но при этом добавляют неряшливости.

Во-вторых, отрезаем зумом объектива (или зуммируем ногами – подходим поближе))) участок грязно-желтой стены, который слишком тянет на себя внимание. Я переснять уже не могу, так что вынужден смухлевать и кропнуть в редакторе

Не эталон, не идеал, но готовый к публикации кадр, правда же?

Отсекаем лишнее
Отсекаем лишнее

«Это ты столько понаписал, чтобы сказать, что ещё и баланс белого придётся руками крутить каждый раз?» - спросите вы… Простите, но да, именно так. Сам не люблю, но деваться нам некуда. Единственный способ надежно получать при уличном освещении изображение с приятным глазу цветом сразу в камере – вручную выставлять значение в Кельвинах при смене освещения или переходе в другое место. Чтобы было быстрее этим заниматься, стоит порыться в настройках и вывести баланс белого на удобную кнопку или поднять его в быстрое меню вашей камеры.

Если все-таки хочется остаться на автомате, то как минимум, подскажите камере, что свет искусственный, электрический. Как правило, в камере есть несколько настроек автоопределения ББ при электрическом свете – поперебирайте, проверяя по экрану, какой вариант наиболее подходящий. Это может дать хороший результат, но, во-первых, неизбежны ошибки, а во-вторых, если вы снимаете много кадров при одинаковом свете, ручная установка ББ даст ровный цвет у всей серии, а в авторежимах он будет от кадра к кадру плавать.

Профили, пресеты, стили, имитации пленки

Производители камер могут обзывать это по-разному, но суть одна – в камеру уже встроены цветовые профили для разных условий съемки и на разный вкус. Любите ядреный цвет – нате вам какой-нибудь Vivid, нужен правильный скинтон – держите Portrait, пока не определились – вот вам Standard и не задерживайте очередь! Отдельный жанр маркетингового искусства – пленочные профили у FujiFilm, впрочем, кроме маркетинга, там и опыт колористов огромный, надо отдать им должное.

А еще, кроме стандартных профилей, производители камер оставляют возможность подстроить цвет под свой вкус, либо и вовсе создать свой собственный профиль.

Множество вариаций, как их называют «рецептов», на базе профилей для камер FujiFilm есть на сайте Fujixweekly У Фудживодов – играться с этими рецептами уже стало отдельным видом спорта))

Тот же автор делает и рецепты для камер Ricoh.

Про то, как в камеры Canon и Nikon добавлять собственные профили, недавно были хорошие материалы в соц. сетях магазина GetLens.

А про Sony подробно рассказал у себя Максим Густарёв.

От себя посоветую сам подход, что именно стоит искать в цветовых профилях, под что их подстраивать.

Как мы уже с вами обсуждали во второй части, нам стоит чернить тени, высветлять фонари и отвлекать внимание зрителя с ненужных деталей на передний план. Значит, профиль нам нужен изначально довольно контрастный, причем именно в самых ярких светах и самых глубоких тенях. Если есть в вашей камере профиль, у которого точки белого и черного сдвинуты для большего контраста, но при этом в средней освещенности контрасты у него умеренные, то это наш кандидат. Если такого нет, то выбираем просто высококонтрастный, а потом уже его доводим до ума настройками светов и теней.

Высокий контраст в светах/тенях - это универсальный вариант. Если же вам захочется создать кинематографичный эффект от изображения, подчеркнуть дымку, туман, то тут придется идти от обратного и выбирать профиль с серыми тенями и прорисованными светами. Такое изображение по умолчанию будет достаточно блеклым, и если нет цели создать такой эффект (туманным кадрам некоторая приглушенность очень идёт, например), то придется продумывать кадр так, чтобы в него попадали комплементарные цветовые сочетания, тогда цветовой контраст собой вытянет низкий контраст по свету.

Очень поможет, если выбранный вами профиль «сжимает» цвета, убирая насыщенность и яркость в желто-салатовых оттенках и контрастных им пурпурно-фиолетовых. Именно эти цвета стоит приглушать, потому что уличное освещение дает противный паразитный оттенок желто-салатового цвета, а при выставлении баланса белого по тону кожи тени имеют риск стать розоватыми. Если есть сдержанный по цвету профиль, который это сам по себе компенсирует, нам это поможет. В любом случае, выбирать высоконасыщенные, праздничные цветовые настройки стоит вечером только, если вы точно знаете, зачем это делаете. Обычно они для вечерней уличной съемки плохо подходят…

Повторюсь, что желательно, чтобы цветовой профиль сжимал цвета по оси от желто-салатовых тонов к фиолетово-пурпурным, но оставлял относительно интенсивными цвета в сине-оранжевой цветовой схеме. Лицо человека оранжевое, а отражения в стеклах, витрины, диодные огни – часто холодные по цвету. Удачно выбранный профиль, если он доступен среди стандартных или вы его можете в камере накрутить самостоятельно, поможет подчеркнуть такое сочетание.

Если подходящего по цвету профиля не нашлось и даже с правильным балансом белого вам изображение кажется грязным по цвету, тогда есть компромиссный выход – снижать насыщенность всего изображения. Буйством красок придется пожертвовать, но фотография при этом будет выглядеть заметно опрятнее. Насыщенный цвет в фотографии бывает очень красивым, но с ним сложнее работать и велик риск сделать что-то пятнисто-вырвиглазное, даже если управлять освещением при съемке и заниматься пост-обработкой. В уличной же съемке без обработки традиционный подход «выше контраст, ниже насыщенность» работает уж точно надежнее.

И вот пример. Один и тот же кадр, проявленный в камере в двух разных профилях: насыщенный и полноцветный профиль Astia слева, а справа более «репортажный», сдержанный Classic Chrome. Очевидно, где кадр выглядит более аккуратным:

Одни и те же настройки, но слева насыщенный цветовой профиль Astia, а справа более сдержанный Classic Chrome.
Одни и те же настройки, но слева насыщенный цветовой профиль Astia, а справа более сдержанный Classic Chrome.

Для себя я обычно выбираю вечером такой вариант настроек (FujiFilm XT-30 Mark 1):

  • Профиль – Classic Chrome. Сдержанный по цвету, сжимает цвета как раз там, где это надо – хорошо глушит лишнюю желтизну
  • Highlights (Света) - +2…+3, чтобы подчеркнуть фонари, попадающие в кадр, и убрать ступенчатые ореолы вокруг них
  • Shadows (Тени) – обычно +1, но при совсем слабом освещении 0 или даже минус 1. Т.к. у профиля сама по себе сдвинута точка черного, тени получаются глубокими, но на переднем плане прорисовать какие-то детали все же хочется
  • Color (Насыщенность цвета) – 0 или минус 1. Ниже опускаю редко, т.к. профиль сам по себе ненасыщенный

Город контрастов

Вкратце упомянул уже, что при низкой насыщенности цвета, и даже при низком контрасте по свету, мы всё ещё можем попробовать сделать броское изображение, которое не будет казаться блеклым. Но для этого нам нужно взять себе на службу сам город с его неповторимой вечерней аурой, сделать так, чтобы он не был только сценой для наших героев, но и сам стал героем снимка. Давайте внимательно приглядимся…

В наших крупных городах, как минимум, в самых людных их местах уже начали заботиться о визуальной эстетике, чтобы вывески и освещение не били по глазам, а создавали приятное окружение. И в это гармоничное окружение можно попробовать встроить сюжет, который мы снимаем, ввести туда героя, за которым мы «охотимся». При выборе ракурса и того самого решающего момента учитывайте, что видно на заднем плане и старайтесь ввести в кадр контрастные (комплементарные) или наоборот близкие (аналоговые) цветовые схемы, благо город дает такую возможность.

Оранжевый цвет кожи, даже если она выглядит бледно в кадре, можно усилить добавив к нему синий или голубой элемент – отражение в окне, вывеску, витрину, просто кусок темно-синего ночного неба.

Красный свет автомобильного светофора хорошо дополняется изумрудно-зеленым цветом боковой секции или пешеходного светофора. Когда они вместе включаются – это уже комплементарная схема, это уже создает цветовой контраст. А если в этот же кадр получится собрать и сине-оранжевое сочетание, то уже получится квадрат - гармония четырех цветов.

Красный сигнал пешеходного светофора хорошо сочетается с изумрудным цветом автомобильного светофора.  Красные следы от габаритных фонарей перекликаются с циановыми бликами в правом углу, а оранжевые отблески - с синими бликами справа
Красный сигнал пешеходного светофора хорошо сочетается с изумрудным цветом автомобильного светофора. Красные следы от габаритных фонарей перекликаются с циановыми бликами в правом углу, а оранжевые отблески - с синими бликами справа

Фонари и цветные бока автомобилей и автобусов, элементы одежды людей – красные футболки и пальто, яркие шарфы, синие джинсы – хорошо обыгрываются городским убранством. Если приучить себя это видеть и замечать, можно сделать свои кадры красочнее и интереснее.

Тут небольшая ремарка. Когда говорят о цветовых сочетаниях, бывает, вносят некоторую путаницу. Есть два разных цветовых круга, с которыми работают сейчас художники, дизайнеры, фотографы.

Первый – тот самый, который мы видим в фоторедакторах и на сайте Adobe. Он основан на круге Оствальда, который давно применяется в полиграфии. Этот круг удобен тем, что он ровно пополам разделен на теплые и холодные оттенки. Но при этом, круг Оствальда не точен – расположенные друг напротив друга в нем контрастные цвета далеко не всегда строго «взаимоуничтожают» друг друга при смешивании. Мы же знаем, что если смешать синий и желтый, то выйдет зеленый. Да и при смешивании красного с тем самым «цианом», сине-зеленым оттенком, никак нейтрально серый не получится, будет что-то бурое.

Это критично для художников, которые получают цвет смешиванием красок, поэтому Иоганнес Иттен предложил свой вариант, где все сочетания строгие: синий и оранжевый, изумрудно-зеленый и красный, желтый и фиолетовый. Именно круг Иттена считается эталоном и цветовые схемы объясняют чаще всего на нем.

Но для нас, для фотографов, применимы оба цветовых круга. И оба варианта комплементарных (взаимодополняющих, наиболее контрастных) сочетаний будут смотреться гармонично.

Фиолетовый и желтый – хорошо, но с желтым и синий замечательно сочетается. Красный с зеленым – прекрасно (эх, клубники свежей с грядки захотелось), но он и сине-зеленым цианом он в связке хорош. Человеческая кожа отлично контрастирует с чистым синим цветом, что мы видим у живописцев, но при этом примерно весь кинематограф покрашен в тил-оранж, где "тил" (Teal) – это чуть загрязненный зеленым оттенок синего.

Впрочем, с тил-оранжем кинематографисты явно перебарщивают.

Подытожим наш разговор о цвете, но перед этим напомню, что у этой статьи есть ещё две части:

Часть 1. Настройки камеры - затвор и фокусировка

Часть 2. Экспозиция - диафрагма, выдержка, ISO

Не забудьте и про них, если ещё не ознакомились.

Выводы третьей части

  • Чтобы был хороший цвет, придется подстраиваться под освещение. Цвет – свойство света и отдельно не работает.
  • Камера вряд ли вечером качественно определит Баланс белого автоматически, придется либо настраивать его вручную в Кельвинах, либо хотя бы выбирать предусмотренный для электрического освещения режим в настройках.
  • При настройке баланса белого сосредотачиваемся на главном объекте съемки, если это человек, то на оттенке его кожи, а также учитываем нейтрали – то, что должно быть белым, черным, серым без оттенка. Например, белые воротники, чашки на столе уличной веранды, белки глаз и улыбка на крупном портрете…
  • Если нейтрали и тон кожи противоречат друг другу, то выбираем то, что важнее. Что больше оттягивает внимание. И далеко не всегда это тон кожи
  • Цветовой профиль в камере выбираем такой, который погасит желто-салатовые и фиолетово- пурпурные оттенки. Если такой производителем не предусмотрен, то выбираем просто малонасыщенный профиль или снижаем насыщенность вручную.
  • В общем случае – снижаем насыщенность, поднимаем контраст.
  • Если контраст нужен низкий, то компенсируем это контрастными цветовыми сочетаниями.
  • Город полон цветовыми контрастами и гармоничными сочетаниями цветов
  • Вообще, по вечерам снимать в городе - клёво! ;-)

Подписывайтесь, делитесь в соц.сетях, комментируйте, спорьте, если не согласны. А главное, снимайте и получайте от этого удовольствие!

До встречи в Дзене.

#фоточайник

#самый sooc

#уличная фотография

#фотография

#street photography

#стрит

#фотокамеры

#фотографии

#стритфото