2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Смысл этой даты — возможность рассказать обществу о данной проблеме и подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим аутизмом. Ведь каждый из нас либо находится рядом с таким ребенком, либо в любой момент может оказаться рядом.
Особенный ребенок может родиться в любой семье. Под расстройствами аутического спектра (РАС), или аутизмом, подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. Аутизм не знает границ. И никто не знает причину данного состояния. ВОЗ считает, что каждый 160-й ребенок в мире имеет РАС. В России, по самым оптимистичным прогнозам, не менее 300 тысяч таких детей. Официально диагноз имеет 31 тысяча ребят.
Об аутизме много говорят и пишут. Выстраиваются парадоксальные гипотезы. Например, что аутизм — это прогрессирующее заболевание всего человечества, плата за разобщенность, за отказ от живой интерактивности, за перенос социальной жизни в компьютерные сети. Психологи нередко утверждают, что аутизм — это вообще не болезнь, а некое состояние отстранения, ухода в себя, которое любящие родители при условии, что они действительно «правильно» любят ребенка, способны преодолеть теплотой своей души и безусловным приятием. Психиатры считают аутизм психическим заболеванием, и до сих пор еще можно встретить мнение, что это не что иное, как детская шизофрения.
На самом деле до сих пор нет однозначных научных данных, объясняющих происхождение аутизма. Более того, если рассмотреть совокупность исследований, связывающих его с разнообразными физиологическими факторами, относящимися к сферам генетики, иммунологии, биохимии, неврологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, если добавить к ним многообразие внешних факторов, которые могли сыграть негативную роль во время внутриутробного развития ребенка и в период младенчества, то невольно приходишь к выводу, что, скорее всего, это заболевание возникает из-за совокупности нескольких причин, повлекших за собой расстройство, причем не исключено, что в каждом конкретном случае у аутизма может быть свое сочетание и внутренних предпосылок, и внешних триггеров.
Что можно ответить человеку, который спрашивает: «Можно ли моему ребенку играть с ребенком, у которого аутизм?»
Конечно! Поощряя вашего ребенка общаться с людьми с разными возможностями, способностями и интересами, вы помогаете ему самому развиваться, познавать мир и становиться более зрелым.
Но, скорее всего, вас беспокоят какие-то возможные вредные последствия. Возможно, вы боитесь, что ваш ребенок может перенять какое-то поведение, которое негативно воспринимается окружающими. Пожалуйста, не отказывайтесь от подобного общения. Попробуйте. Смоделируйте дружелюбную среду для своего ребенка.
Можно предположить: вы беспокоитесь, что ребенок заметит отличия в поведении своего ровесника, а вы не сможете объяснить их ему.
Чему, скорее всего, сможет научиться ваш ребенок, находясь рядом с ребенком, имеющим расстройства аутического спектра? Вот несколько позиций.
1. У всех на с разные интересы
Каждого человека что-нибудь да интересует, но у некоторых детей есть очень сильный, интенсивный интерес к одному или двум предметам. Если ваш ребенок откроет это в ходе игры, он естественным образом поймет неврологические различия, даже не зная, как они называются. Например, ребенок может спросить: «Почему Дима хочет играть только с поездами? Ему не нравятся мои игры?» Вы можете объяснить ребенку: «Дима любит поезда больше любой другой игрушки. Иногда он так сильно увлекается поездами, что его мозг не может думать ни о чем другом. Твой мозг любит самые разные игры с самыми разными игрушками. Как насчет того, чтобы немного поиграть с Димой в поезда, а потом еще раз проверить, не понравится ли ему твоя идея?»
2. Мы можем по-разному выражать эмоции
У некоторых аутичных детей бывает «стимминг» — повторение однообразных движений в ответ на сильную радость или перегрузку их нервной системы. Например, ребенок может снова и снова потряхивать кистями рук от нервного возбуждения. Если ваш ребенок заметит это и задаст вам вопрос, это прекрасная возможность, чтобы объяснить ему: «Тело Ани может чувствовать слишком много, и иногда ей сложно с этим справиться. Ты ведь иногда начинаешь подпрыгивать, если очень чему-то радуешься? Ну, а Аня трясет руками, если она взволнована».
3. Мы по-разному играем с одними и теми же игрушками
Приятель с аутизмом может выстраивать машинки в ряд, вместо того чтобы заставлять их ездить по дороге. Это может объясняться тем, что он еще не научился играть с машинками или ему сложно подражать тому, что он видит вокруг. Иногда дети с аутизмом прибегают к однообразным играм, потому что это их способ справиться со стрессом. Некоторые дети могут испытывать сильную тревожность, если сверстник попытается присоединиться к их повторяющейся игре, так что лучше спросить родителей, можно ли это сделать. Родители ребенка знают, расстроит ли аутиста участие другого ребенка, и как лучше всего присоединиться к его игре.
4. Для общения не обязательно нужны слова
Дети заметят, если другой ребенок не отвечает им с помощью слов. Ваш ребенок может спросить: «А почему Аня мне не отвечает?» или «А почему она не смотрит на меня, когда я с ней разговариваю?». Это ценная возможность научить ребенка тому, что мы общаемся не только с помощью слов. Вы можете сказать: «Ты научился говорить, чтобы объяснять людям то, что ты думаешь, но Аня все еще учится пользоваться словами. Она может показать другим людям, что она хочет, иногда она делает это с помощью жестов, а иногда можно понять, что ей нравится, по тому, что она делает. Все учатся говорить в разное время, Аня все еще над этим работает».
5. У нас бывают чувства разного размера
Нервный срыв скорее может случиться с аутичным ребенком, а не с вашим, но, опять же, это возможность научить вашего ребенка тому, что у нас бывают чувства разного размера, и то, что совсем не расстроит вашего ребенка, может сильно расстроить кого-то другого. Вы можете объяснить это так: «Когда приходит время уходить из парка, у Димы появляются очень большие чувства. Ты знаешь, что бывает неприятно, когда приходится прерывать игру. Он все еще учится тому, как успокоить свое тело, если он очень сильно расстроен».
Вы можете спрашивать себя: «Что если мой ребенок начнет копировать негативное поведение?» Очень часто это основной страх родителей детей с типичным развитием. Если вы признаете различия в навыках и помогаете своему ребенку понять, что у него, в отличие от другого ребенка, есть такие навыки, как сказать словами или справиться со сменой деятельности, то ваш ребенок скорее будет воспринимать эти различия с сочувствием, он не будет подражать им.
Главное, о чем важно помнить: мы часто не знаем, с кем именно поладят наши дети. Если ребенок захочет играть вместе — пусть играет! Иногда такое общение проходит гладко, иногда нет. В любом случае, ваш ребенок, скорее всего, усвоит очень важные уроки о различиях между детьми, принятии и сочувствии. Если вы просто будете пытаться включить в общение другого ребенка, вы уже будете демонстрировать своему ребенку позитивное поведение.
Наталья ПРУС,
учитель-дефектолог
д/с «Орленок»
Фото из открытых источников