Трагедия Гамлета заключается в том, что он не просто встречается лицом к лицу с убийцей своего отца и совратителем матери, а в лице убийцы для Гамлета отражается вся прогнившая насквозь система управления Дании. Система, в которой ради власти брат способен убить брата и частью этой системы является Гамлет. Поэтому вопрос Гамлета: «Быть или не быть?» означает, что если будет он Гамлет будет, то будет и та система, которая погубила его отца Гамлета ст. Посему лучшее «быть» для Гамлета – это «не быть». Но «не быть» — это не отсутствие действия, а самое трудное из всех возможных действий, чтобы развернуть систему вспять Гамлет должен быть стихиен в своей решительности, поэтому Шекспир сравнивает Гамлета с бушующим морем, а Козинцев вписывает в кадрах своего фильма в Гамлета в скалы и море. Гамлет – это пьеса, внутри которой есть пьеса, а фильм – это третий уровень отдаления, который возможно нужен был Козинцеву для тонкого выражения проблематики советского бытия, когда «Ивана Грозного» Эйзенштейна запрещают за очень схожие с Гамлетом мотивы борьбы против власти. Возможно, именно из-за этой причины фильм выглядит настолько театрально. Камера снимает персонажей, ходящих по одной локации, перемещаясь между одной ее часть к другой, следуя за развитием драматического действия, будто герои фильма, которые должны в обывательском понимании действовать натуралистично, находятся на сцене. Вся это театральность взрывается изнутри в эпизоде с мышеловкой, когда Клавдий вскакивает, видя, что актеры с разукрашенными лицами разыгрывают убийство его брата. Через весь фильм проходит тема подмены и двойников, двойником Гамлета оказывается Офелия, которая в отличии от Гамлета, когда потеряла отца действительно сошла с ума, а не надела маску безумия. Через эту двойственность нам задается вопрос: что в действительности реально, а что есть только симуляция реальности – игра? Поэтому на одной сцене, но в разных декорациях и свете оказывается лгущие и говорящие правду в сцене приезда друзей Гамлета, живые, мертвые и призрачные. Клавдий проходит мимо своих статуй вместе со свитой, говоря нам, что вот есть он и в конце фильма пробегает мимо этих статуй, говоря нам, что это все, что от него останется. Смерть является единственной переменной, которая способна вывести героя из игры, поэтому в конце сраженного, но победившего Гамлета выносят из замка и он оказывается вписанным в небо, а волнам, которые раньше разбивались об скалы, теперь преграждает путь лишь тень от этих скал, и факел, брошенный Гамлетом в совете врущих при короле, теперь снова вставлен в стены Датского замка.