Мне хочется привести еще один пример #сотрудничества и взаимопомощи авторов каналов на Яндекс.Дзен.
В течение 10 лет мы, не задумываясь, проезжали по шоссе мимо красивого парка в районе #Больших Вязём. Видели и красивые здания, и озеро, и храм.
В ежедневной рутине не задавались вопросом, что это за место. Пока недавно я не зашла на дружественный канал «Бюджетные путешествия на машине», публикации которого не раз оказывали мне неоценимую помощь в решении моих задач, и не обратила внимания на статьи известного автора Ирины Леонидовны об усадьбе Голицыных в Больших Вязёмах, где сейчас расположен #музей-заповедник А.С.Пушкина. Импульс от прочитанного был так велик, что решили не откладывать в долгий ящик, а при первой возможности посетить это достопримечательное место, вооружившись текстом статей.
Перед Вами моя вторая статья, посвященная только одному из залов музея. Я продолжаю рассказ о #вышивках, начатый вчера.
В России первой трети 19 в. увлечение #рукоделием и вышиванием охватило все слои общества и вышивки стали неотъемлемым элементом эстетики. Философией жизни Европы после потрясений, которые принесли наполеоновские войны, стали домашний уют и покой. Выражением этой тенденции в декоративном и интерьерном искусстве стал стиль #«бидермейер», с происхождением названия и чертами которого мы познакомились в этой моей статье:
Вышивками украшались не только предметы одежды и домашнего быта, но и курительные и чайные принадлежности, шкатулки, футляры, трости, кошельки, записные книжки и многие другие, часто неожиданные предметы, такие как чехлы для игл, зубочисток, наперстков, мелков.
Узоры рукодельницы могли разрабатывать самостоятельно, но чаще пользовались готовыми сюжетами рисунков и композиций, которые представляли собой эмблемы любви и дружбы, аллегорические сцены, героические эпизоды античной истории и мифологии. Позднее приобрели популярность охотничьи и жанровые сценки, национальные типы, сценки в духе #«шинуазри».
ШИНУАЗРИ (фр. chinois — китайский) — это жанр стилизации, одна из разновидностей ориентализма. Заключается в использовании мотивов и орнаментов, а также стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, костюме, декоративно-прикладном искусстве и в ландшафтном дизайне.
Однако, самым распространенным мотивом были цветочные композиции: венки, букеты, гирлянды.
Образцом служили рисунки-схемы, нанесенные на бумагу и раскрашенные по клеткам акварелью и гуашью. Берлин стал законодателем моды и местом массового производства таких схем. В Германии также производилась особая шерстяная нить, отличающаяся мягкостью и разнообразием расцветок. Так вошло в обиход и закрепилось понятие #«берлинская вышивка».
В России такие схемы назывались «узорами для шитья по канве».
Рисунки берегли, но образцы отличались хрупкостью, поэтому на сегодняшний день многие схемы утрачены или сохранились в единственном экземпляре.
Для меня особый интерес в экспозиции представили «цветочные шифры» в таких композициях, называемые #акрограммами.
АКРОГРАММА – предложение или текст, в котором начальные буквы каждого слова образуют имя, слово или целую фразу.
Например, ярким примером служит представленный венок.
Его акрограмма:
Мы с Вами можем найти в венке эти растения и одновременно сделать новый ШАГ 10 в знакомстве с немецким языком. Предлагаю Вам выучить ласкающие сердце #цветовода немецкие слова:
Freundschaft|/фройндшафт/дружба
Flieder/флидер/сирень
Rose/розэ/роза
Nelke/нэлке/гвоздика
Stiefmutterchen/штифмуттерхен/фиалка
Fingerhut/фингерхут/наперстянка
Tulpe/тюлпэ/тюльпан
В экспозиции представлены два варианта букетов с акрограммой «Воспоминание». Одна из них:
Не забываем про словарь и добавляем в него немецкие слова:
Erinnerung/эриннерунг/воспоминание
Erdbeeren/эрдбэрэн/земляника
Iris/ирис/ирис
Narziss/нарцисс/нарцисс
Eiche/айхе/дуб
Второй вариант представлен букетом в голубой вазе:
Его акрограмма отличается от первого варианта:
Знатоки, конечно же, опознают в этом нежном букете-воспоминании:
Enzian/энциан/горечавка
Echte Aloe/эхтэ алоэ/алоэ
Rittersporn/риттершпорн/дельфиниум
Ufer-Zaunwinde/уфер-цаунвинде/калистегия
Nymphe/нимфэ/нимфея (кувшинка)
Пожалуй, самым излюбленным узором в России первых лет после победы над Наполеоном был этот:
Его акрограмма:
В словарь добавим новые названия:
Amaryllis/амариллис/амариллис
Levkoj/левкой/левкой
Datura/датура/дурман
Efeu/ эфой/плющ.
Этот вариант представлен в экспозиции и посвящен герою, к которому обращены такие строки великого поэта:
Ура! наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей,
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
А.С.Пушкин «19 октября»
Всем, кто заинтересовался темой популярных акрограмм 19 в., специалисты рекомендуют статью:
Капустина Ю.А. «Когда за пяльцами прилежно сидите вы…»//Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2014, № 3 (114).
А также интереснейший альбом
"Узоры пушкинских времен" в рисунках для вышивания XIX века, авторы-составители О.В.Григорьева и К.В. Журомский. - Москва: Издательство "Наше искусство", 2020
Благодарю всех за внимание к моим публикациям и напоминаю, что начало экскурсии здесь: