Найти тему

Голицынские усадьбы Подмосковья

Парадокс, но самая знаменитая подмосковная голицынская усадьба обычно связывается для нас с совсем другим княжеским родом - Юсуповых. А на самом деле великолепное Архангельское строилось первоначально для самой младшей ветви рода Голицыных -"Михайловичей". Самой младшей, но и, как ни странно, самой знатной в нём, поскольку первые её представители, в полном смысле слова, "творили историю России".

Начало про род Голицыных и их усадьбы читайте здесь:

Конечно, вклад Н.Б. Юсупова, купившего эту усадьбу в 1810 году у вдовы бывшего хозяина, огромен: при нём были отделаны внутренние помещения дворца, и главное - заполнены ценнейшими произведениями искусства, но сам-то неповторимый дворцово-парковый ансамбль создавался раньше - в 1780-е - 1810 годы.

Первым владельцем усадьбы из рода Голицыных был старший сын Михаила Андреевича, в честь которого эта линия и называлась впоследствии, - знаменитый "верховник" Дмитрий Михайлович Голицын, получивший это имение также в приданое. Он - автор первой "конституции" в нашей стране, да и вообще в мире - так называемых "Кондиций", которые должны были ограничить самодержавную власть Анны Иоанновны, призванную на царство после смерти Петра II тоже по его рекомендации. Но после того, как царица демонстративно разорвала подписанные уже ею "кондиции", он в течение 30 лет, был вынужден жить в этой усадьбе, в построенном им деревянном одноэтажном доме, а затем всё-таки был арестован и умер в Шлиссельбурге.

Дмитрий Михайлович Голицын. Неизвестный художник.  XVIII век. Музей-заповедник «Дмитровский Кремль».
Дмитрий Михайлович Голицын. Неизвестный художник. XVIII век. Музей-заповедник «Дмитровский Кремль».

Имение было возвращено его сыну Алексею, но главное строительство началось здесь при его внуке - Николае Алексеевиче - крупном сановнике и царедворце.

Н.А.Голицын на фоне усадьбы Архангельское. Художник Б.-Ш. Митуар (?)
Н.А.Голицын на фоне усадьбы Архангельское. Художник Б.-Ш. Митуар (?)

Познакомившись в Париже с французским архитектором Ш.-Ж. Герном, он заказал ему проект дворца в полученном недавно по наследству этом имении, в духе европейского зодчества тех лет. Одновременно  устраивается роскошный усадебный #парк. В усадьбе работает итальянский #зодчий Дж. Тромбаро, несколько усовершенствовавший проект. Он возводит над дворцом его знаменитый бельведер и устраивает две террасы над огромным партером парка, который, в свою очередь, становится третьей террасой над крутым берегом Москвы-реки. Продолжением этих восхитительных видов служили даже луга за ней. А две террасы около дворца, богато украшенные великолепной скульптурой уже в то время, служили как бы торжественным его постаментом. Подпорная стена второй террасы над партером, именно тогда, была декорирована парными скульптурными портретами античных полководцев и героев. Всё это убранство, к счастью, сохранилось и в наши дни.

С именем второго брата из этой семьи связана громкая слава русского оружия. Михаил Михайлович Старший - генерал-фельдмаршал, одержавший несколько побед в Северной войне, ближайший сподвижник Петра I, человек, позволявший себе на поле брани спорить с царём и пользовавшийся его огромным уважением, президент Военной коллегии - имел ещё одного брата с таким же именем - Михаила Михайловича Младшего. Тот тоже был крупным военным, и также на его счету было много побед, но служил он по морскому ведомству. В конце своей служебной деятельности он носил звание генерал-адмирала, возглавлял Адмиралтейств-коллегию и был инициатором строительства Никольского морского собора в Петербурге.

Портрет Михаила Михайловича Голицына-Младшего, кисти К. Л. Христинека
Портрет Михаила Михайловича Голицына-Младшего, кисти К. Л. Христинека

Выйдя в отставку, Михаил Михайлович Голицын - Младший, поступил так, как поступало большинство представителей старинной родовитой аристократии, дожившее до отставки (а продолжительность жизни в то время, была такова, что такая роскошь выпадала далеко не всем): "В Петербурге служить - в Москве жить". Вернувшись в родной город, он купил большой участок земли на Волхонке, близ императорского Колымажного двора, на месте которого сейчас находится Государственный #музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, и начал строительство своей городской усадьбы. Но, будучи ранее многолетним президентом Адмиралтейств-коллегии, он для строительства своего московского дома воспользовался проектом хорошо знакомого ему архитектора этого ведомства - автора Никольского морского собора - Саввы Ивановича Чевакинского. Неизвестно, бывал ли в Москве этот #зодчий, или этот проект воплощали в жизнь московские архитекторы, но эта городская #усадьба оказалась единственной его работой в нашем городе. За долгие годы существования, главный дом много раз перестраивался, и сейчас произведением Чевакинского считаются только помпезные ворота в стиле барокко, увенчанные голицынским гербом. Они выходят в Малый Знаменский переулок. Эта городская усадьба принадлежала князьям Голицыным до начала ХХ века, когда была продана Московскому художественному обществу.

Фото с сайта https://kudamoscow.ru
Фото с сайта https://kudamoscow.ru

А сын Голицына-младшего, тоже Михаил Михайлович, женившись на баронессе Анне Александровне Строгановой, получил в приданое одну из самых очаровательных подмосковных усадеб, которая теперь находится в старом, давно обжитом районе Москвы, что ничуть не уменьшает её редкого обаяния - Влахернское-Кузьминки.

Анна Александровна Строганова. Автор: Пьетро Антонио Ротари. Общественное достояние.
Анна Александровна Строганова. Автор: Пьетро Антонио Ротари. Общественное достояние.

Наибольший вклад в архитектурно-парковый ансамбль этой усадьбы внёс их сын, князь Сергей Михайлович Голицын - "последний русский вельможа", по определению современников.

Голицын Сергей Михайлович. Автор: Василий Андреевич Тропинин, общественное достояние.
Голицын Сергей Михайлович. Автор: Василий Андреевич Тропинин, общественное достояние.

Ожидая визита своей непосредственной руководительницы и друга - главы всей русской благотворительности в то время - вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, (поскольку сам он был многолетним главой московской благотворительности), - он решил превратить свою усадьбу, где летом жил постоянно, в "подмосковный Павловск". Для этого он пригласил одного из ведущих зодчих "послепожарной Москвы", Дементия Ивановича Жилярди, который, отреставрировав существующие и построив новые #здания, превратил этот ансамбль в одну из самых пленительных подмосковных усадеб. Но, вероятно, она не производила бы такого обворожительного впечатления, если бы не роскошные парки, её окружающие.

За храмом Влахернской Божией Матери XVIII века, устроенного ещё Строгановыми в честь редчайшей старинной иконы, подаренной первому владельцу этого имения - знаменитому Григорию Дмитриевичу Строганову царём Алексеем Михайловичем - отцом Петра I, располагается "французский" - регулярный парк, а через прямую, как стрела, 700-метровую въездную аллею - "Влахернскую перспективу" - "английский" пейзажный парк с великолепными прудами, тянущимися до самой соседней усадьбы Люблино.

Храм Влахернской Божией Матери
Храм Влахернской Божией Матери

В усадьбе работали великолепные скульпторы и зодчие, создавшие её неповторимое оформление (ведь С.М. Голицыну принадлежали и строгановские уральские заводы, полученные им по наследству). К сожалению, в 30-е годы ХХ века усадьба лишилась многого из своего чугунного убранства, хотя главное сохранилось - уникальные фигуры львов на тумбах ограды, "охраняющих" господский двор и, единственные в своём роде, четыре фонаря-канделябра, украшающие въезд на него - мостик через ров (в окружении четырёх фигур грифонов каждый).

Фото с сайта https://leon-po.livejournal.com/7248.html?noscroll
Фото с сайта https://leon-po.livejournal.com/7248.html?noscroll

По преданию, те и другие выполнены по рисункам А.Н. Воронихина. Сохранились также фигуры вожатых с конями, около Музыкального павильона Конного двора - отливки из чугуна, но  в подлинных формах знаменитых бронзовых фигур П.К. Клодта на петербургском Аничковом мосту.

К сожалению, деревянный господский дом сгорел ещё в 1916 году, когда в нём располагался госпиталь, и на его месте возведено новое #здание, но в формах русского классицизма, так что, в окружении отреставрированных флигелей, оно не нарушает сложившийся ансамбль усадьбы. Сейчас в ней начались серьёзные реставрационные работы, по окончании которых ожидается создание ещё одного московского музея-заповедника - "Кузьминки-Люблино" (типа таких же, в знаменитых усадьбах "Кусково" и "Царицыно").

Конечно, невозможно описать целый мир, прежде роскошных, голицынских усадеб. За пределами статьи остались Никольское-Урюпино, Пехра-Яковлевское, московская усадьба М.П. Голицына, в которой ныне расположен сад им. Н.Э. Баумана. И они, и их владельцы бесспорно представляют огромный интерес в нашей истории. Но я надеюсь, что мы с Вами и так совершили большое и увлекательное путешествие по голицынским усадьбам Подмосковья.

Текст статьи написан Ириной Леонидовной Ильичёвой.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте другие статьи этого автора: