Найти в Дзене
Психология

Как развить логическое мышление

Оглавление

Логическое мышление человека это оперативный процесс мыслительной деятельности, в котором он оперирует конкретными и ясными понятиями. Этот тип психического функционирования необходим с целью принятия решений, вывода умозаключений, когда требуется применить ранее приобретенный опыт или знания и проанализировать ранее полученную информацию. Люди используют логическую мыслительную деятельность для поиска ответов, аргументов и вариантов решения многих проблем, например, при выборе кратчайшего и оптимального пути к нужному месту назначения или в процессе разработки бизнес-проекта. Мыслить логически — это значит отделять существенное от несущественного, искать взаимосвязь объектов и находить зависимости, выводить результаты.

Логическое мышление помогает найти оправдание разнообразным явлениям и событиям, помогает осознанно оценивать факты и, действительно, строить суждения. Однако логическое мышление человека, как и любая другая способность, необходимо постоянно тренировать. И оптимально начинать с раннего детского возраста. Во многом формирование логического мышления зависит от решения задач, которые подсказывают мышление.

Вербально-логическое мышление

Сегодня все больше исследований направлено на людей с нарушениями речи и мышления. Психическая деятельность индивидов неразрывно связана с человеческой речью. Поскольку мысль не может рождаться, течь и существовать вне речи. Люди думают словами, произнесенными про себя или вслух. Другими словами, мыслительные процессы протекают в речевой форме. Чем основательнее и глубже продумана каждая мысль, тем яснее и яснее она будет сформулирована в словесных формах. Также и наоборот, с улучшением и уточнением словесных формулировок определенной мысли сама мысль станет более отчетливой и понятной.

Психическая функция-социально детерминированное, неразрывно связанное с речевыми конструкциями психическое явление, характеризующееся поиском и открытием принципиально новых открытий. Это явление косвенного и обобщенного отражения действительности через ее анализ и синтез. Умственная деятельность рождается на основе практической деятельности через чувственное постижение.

Вербально-логическая функция мышления-это одна из вариаций мышления, которая характеризуется использованием понятий и использованием логических конструкций. Она функционирует на основе языковых средств и представляет собой более поздний этап исторического развития и онтогенетического становления психической деятельности. В структуре словесно-логического мышления развиваются и действуют различные виды обобщений.

Словесно-логическая мыслительная деятельность-это вид мышления, который реализуется через логическое оперирование понятиями. Данный вид деятельности характеризуется использованием понятий, логических построений, которые порой не имеют прямого образного выражения (например, ценность, гордость, честность). Именно благодаря словесно-логической операции субъект способен находить общие закономерности, прогнозировать формирование процессов в обществе и природе, обобщать различную визуальную информацию. Однако даже самая абстрактная умственная деятельность часто не полностью оторвана от зрительно-чувственного опыта. Каждое абстрактное понятие имеет свою конкретно-чувственную основу, которая не способна отразить все совершенство понятия, но позволяет не отрываться от реальности.

Основами вербально-логического функционирования являются лингвистические нормы построения, объединяющие глагольные формы в сложные структуры, обеспечивающие возможность преобразования суждений в сложные логические системы, изучение которых позволяет субъектам совершать логические операции вывода.

Основным элементом языковых систем является слово, которое дает возможность анализировать события или явления, выделять в них существенные признаки, классифицировать объекты по определенному классу. Глагольные формы, представляя собой средство абстрагирования и инструмент обобщения, отражают глубочайшие взаимосвязи и взаимодействия, которые стоят за объектами внешнего мира.

Формирование логического мышления происходит постепенно. В процессе обучения, а в дальнейшем и обучения происходит овладение приемами мыслительной работы, приобретается умение совершать действия “в уме” и анализировать процесс собственного рассуждения.

Логические формы мышления

Находя ответы на сложные вопросы, формируются следующие операции словесно-логических мыслительных процессов, а именно: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Как операция мышления, сравнение основано на нахождении сходства и различия между явлениями или объектами. Сравнение может привести к классификации, которая выступает в качестве основного инструмента теоретического знания.

Мыслительная операция, представляющая собой разделение сложного явления на составные элементы или качества с последующим их сопоставлением, называется анализом.

Синтез как мыслительная операция противоположен анализу. Она позволяет мысленно восстановить целое, составить целостное представление из аналитически заданных элементов. Более глубокому пониманию реальности способствует совместное использование анализа и синтеза.

Мыслительная операция, основанная на выделении важных признаков и отношений объектов, путем отвлечения от остального — несущественного, является абстракцией. Как отдельные объекты в реальности, таких отличительных характеристик не существует.

Абстрагирование позволяет более тщательно изучить выбранные особенности. Результатом абстракции является формулировка понятий.

Обобщение как операция мышления-это мысленное объединение событий и объектов соответственно по их общим характеристикам и существенным признакам.

Логическое мышление помогает индивидам анализировать, соотносить явления, события, ситуации, объекты, оценивая их одновременно с разных точек зрения. Все словесно-логические мыслительные операции тесно связаны друг с другом, и их абсолютное формирование возможно только в сочетании. Только взаимозависимое развитие этих операций способствует формированию словесно — логической мыслительной деятельности в целом.

К основным формам логической операции относятся: умозаключения, понятия и суждения.

Понятие как мыслительная форма отражает существенные характеристики, отношения, взаимодействия предметов и событий, выражая их в слове или нескольких словах. Она формируется через социально-исторический опыт. Люди усваивают понятия и их систему на протяжении всей жизни и в процессе деятельности. В свою очередь, понятия делятся на несколько типов.

Общие понятия применяются ко всей группе однородных объектов или событий, которые имеют одно и то же имя. Сингулярность относится к понятиям, которые отражают характеристики, характерные только для одного объекта или явления. Они составляют совокупность сведений об одном предмете, но в то же время отражают признаки, которые могут содержаться в других, более общих понятиях.

Понятие, которое легко опознаваемо, представимо, классифицировано, называется конкретным, а понятие, которое трудно опознаваемо, представимо, классифицировано, называется абстрактным.

Теоретическое понятие содержит объективные связи общего и индивидуального. А эмпирическое понятие регистрирует идентичные объекты в любой отдельной группе объектов на основе сравнения.

Суждение как структура психического функционирования отражает отношения между предметами и явлениями в утверждающей или отрицающей форме.

Суждения могут формироваться двумя способами: прямо и косвенно. Суждения непосредственно образуются, когда в них формулируется воспринимаемое, косвенно-посредством умозаключений или рассуждений. Суждения также имеют свою типологию. Объективно правильное суждение называется истинным. В свою очередь, неверное суждение называется ложным. Общее суждение-это суждение, которое утверждает или отрицает что-либо обо всех объектах определенного класса или определенной группы. Частным называется суждение, которое что-то утверждает или отрицает по отношению к отдельным объектам. Суждение называется единичным, которое утверждает или отрицает что-либо в отношении только одного субъекта.

Умозаключение как структура мыслительной операции-это так называемый вывод, который делается на основе нескольких суждений. Вывод, в котором мышление осуществляется от общих случаев к единичному выводу, называется дедуктивным. А вывод, в котором рефлексия осуществляется от единичных случаев к общему выводу, называется индуктивным. Умозаключение, при котором вывод делается на основе частичного сходства между событиями, без достаточного анализа всех условий, называется умозаключением по аналогии.

Хотя умственная деятельность осуществляется на основе логической операции, она не всегда является процессом, в котором участвуют только логика и интеллект. Довольно часто они вмешиваются в процессы мыслительных операций, трансформируя их, эмоции. Они подчиняют мысли чувствам, заставляя их подбирать аргументы, свидетельствующие в направлении желаемого решения или ответа. Эмоции способны, помимо искажения мышления, стимулировать его. Чувства придают умственной деятельности напряженность, актуальность, решительность и настойчивость.

Как развить логическое мышление

Способность рассуждать логически не является врожденной характеристикой человека. Способность мыслить логически развивается на протяжении всей жизни. Этот элемент познания реальности скорее чужд человечеству, чем близок ему, поэтому индивиды веками старательно избегали делать логические выводы, стараясь мыслить так, как им выгоднее и легче. Однако без логики человеческий род не выжил бы, так как основой для создания большинства законов жизни является логика, которая представляет собой способность мыслить, анализировать поступающие данные, проводить параллели и делать правильные выводы.

Именно логическое мышление позволяет людям принимать правильные решения. Поэтому специалисты со всего мира постоянно разрабатывают игры на логическое мышление, способствующие развитию способности мыслить, используя, в первую очередь, логику, а не интуицию.

Мыслить логически-значит отделять существенное от неважного, искать взаимосвязи и делать выводы, приводить аргументы и отбиваться, быть убедительным и не быть легковерным субъектом. Несмотря на то, что каждый индивид использует способность логического мышления не раз в собственной жизни, большинство испытуемых мыслят шаблонами, потому что не стремятся развивать логическое мышление. Такие субъекты не стимулируют логическую мыслительную деятельность, редко используют логику в рассуждениях.

Как развить логическое мышление? Начать тренировать логику можно практически с «пеленок» и делать это оптимально с помощью различных игр.

Игры для развития логического мышления.

Ведущее место среди игр, стимулирующих формирование логической мыслительной деятельности, занимают шахматы, которые и по сей день считаются классическим средством тренировки собственного интеллекта . Шахматы учат не только логически мыслить, но и вырабатывать стратегию, терпение, внимательность, настойчивость, предвидеть шаги противника и анализировать ситуацию на шахматной доске.

Более простой вариант-шашки, но не стоит недооценивать эту игру. Она формирует объективность мышления, тренирует память, воспитывает трудолюбие , точный расчет и смекалку, учит находить нестандартные решения.

Игра «эрудит» также знакома большинству с детства. Это помогает стимулировать внимательность, развитие логики и памяти , расширение словарного запаса и кругозора.

Игра «реверс» способствует развитию масштабного логического мышления, формирует умение видеть перспективу ходов и просчитывать собственные действия на несколько шагов вперед.

Кроме того, существует множество головоломок, отгадывание которых способствует тренировке логики и развитию внимания.

Сегодня, в век инноваций, тренировать логическое мышление стало намного проще, чем раньше. В наше время для развития логики уже не нужно повсюду носить с собой громоздкую шахматную доску, достаточно иметь мобильный телефон, причем не обязательно дорогой смартфон. Скачав на телефон несколько игр, направленных на тренировку логики, можно с пользой провести время, например, потраченное на дорогу в транспорте на работу.

Также было разработано множество упражнений для формирования логического мышления, таких как расшифровка анаграммы, нахождение лишнего слова в строке, поиск аналогий и т.д.

К вышесказанному можно добавить несколько рекомендаций, выполнение которых стимулирует работу мозга и развивает логику.

Для того чтобы выработать привычку к глубокому анализу, следует при изучении нового материала или выполнении каких-либо действий объяснять себе, зачем это нужно, что это даст и т.д.

При развитии логического мышления рекомендуется к любой ситуации придумать как минимум четыре выхода из нее или пять решений. Однако решения могут быть самыми невероятными.

Чтобы активизировать мозговую деятельность в неординарном направлении, нужно научиться писать рукой, которая не является ведущей (для правшей-левой и наоборот).

Также рекомендуется больше двигаться на открытом воздухе. Так как даже двадцатиминутная прогулка способствует активации мозга почти на 60%. Кроме того, во время прогулки можно складывать номера проезжающих машин. Выполняя любое действие, вы должны делать короткие перерывы каждые 40 или 50 минут, направляя свой ум на что-то отличное от выполняемых действий.

FORENEWS