“Я выбрал путь себе кратчайший и прямой. — Какой же? — Быть самим собой.
Эдмон Ростан. «Сирано де Бержерак»
В недавнем интервью он в шутку посетовал: “С моей внешностью курносого царевича не сыграешь”. И слава богу, потому что с “красивыми мальчиками” у нас явный перебор, а вот актеров, которые одновременно отморозок Валя из “Изображая жертву” и Хиромант, Лермонтов и Наполеон, белогвардеец Крушевский и – совсем скоро – Сирано де Бержерак, таких по пальцам пересчитать. А может быть, и считать не придется.
“Ты что-нибудь умеешь делать хорошо?”
Царевич не царевич, но ему часто сказочно везло. Чурсин родился 11 марта 1980 года в казахстанском закрытом по стратегическим соображениям городке Приозерске. Все очень просто: Казахстан тогда был частью СССР, а отец Юрия – военный, не выбиравший место службы. Никто же не знал, что большой стране осталось 10 лет. За раннее детство Юрий сменил более десятка адресов, но, к его счастью, родители наконец “осели” в подмосковных Химках, где Юрий Чурсин пошел в школу.
Учился он так, чтобы не выходить за рамки приличия. Однажды учительница в сердцах спросила: “Ну вот что-нибудь ты умеешь делать хорошо?”, и Юрий задумался. оказалось, что он хорошо умеет выступать со сцены. Тем более что в их школу приходили студенты из Института культуры, который базируется в тех же Химках, и занимались с талантливыми ребятами.
Повезло и в том, что Анатолий Федорович не потребовал от сына “получить достойное мужчины образование”, а нанял парню педагога по художественному слову и благословил посещать подготовительные курсы Щукинского училища. “Если ты задумал что-то сделать, сделай это хорошо” – потом этот принцип Чурсин перенес в профессию.
Разве не сказка, что мальчик, у которого только фамилия актерская, а блата никакого не имелось, с первого раза прошел огромный конкурс и поступил в “Щуку” на курс к Юрию Вениаминовичу Шлыкову. Мастер курса отзывается о студенте Чурсине как об очень талантливом и надежном, готовом репетировать ночами напролет. Но сам Чурсин уверяет, что не раз стоял “на вылете”, потому что был убежден: у него и так все есть для будущей профессии. А потом долго благодарил педагогов за то, что не поленились и “достали” из самонадеянного студента действительно имевшееся богатство и научили, как им распорядиться.
«Неудача Пуаро» и другие удачи
В начале кинокарьеры его взял к себе Сергей Урсуляк в мини-сериал “Неудача Пуаро”, где Чурсин работал в кадре с Сергеем Маковецким и Константином Райкиным. Ему было всего 22 года, но его Джеффри Реймонд выглядел как настоящий англичанин – холодный, немногословный идеальный секретарь, вполне возможно, убийца своего патрона мистера Экройда. К счастью, убийцей оказался совсем другой, но роли “злодеев” или потенциальных злодеев так и посыпались на Юрия Анатольевича, жаль, что не все эти картины снимают режиссеры уровня Урсуляка.
В театре, ему, казалось, тоже повезло, потому что не каждого после Щукинского училища берут в “титульный” Вахтанговский. Но ничего заметного сыграть не удавалось, пока в 2004 году Павел Сафонов не поставил “Калигулу”. Нет, роль знаменитого монстра досталась не Юрию, а Владимиру Епифанцеву. Чурсин играл поэта Сципиона. И очень многие обратили внимание именно на этого “второстепенного” героя. Среди этих многих был Кирилл Серебренников.
Его фильм “Изображая жертву” в 2005 году явился шоком для зрителей, там и знаменитый монолог в исполнении Хаева, и потрясающие Лия Ахеджакова и Анна Михалкова, но самым интересным с актерской точки зрения там был, конечно, Чурсин. К сожалению, наш зритель, которого приучили к экшену и спецэффектам, перестал замечать актерскую игру. Будете смотреть фильм – обратите внимание на глаза чурсинского Вали, в них с первого до последнего кадра ледяная пустыня, и как актер в 24 года смог вогнать себя в это состояние – загадка.
А знаменитый “Хиромант”? Сравните Сергея Рябинина (так зовут героя) в начале и в конце первой части сериала, это же два абсолютно разных человека, между которыми – жизнь.
С 2004 года в МХТ им. Чехова идет спектакль Кирилла Серебренникова “Лес”, где режиссер отдал главную роль гимназиста Буланова приглашенному молодому актеру Юрию Чурсину. До Кирилла этот спектакль ставили о Гурмыжской и Несчастливцеве, а Буланов, как раз в образе “курносого царевича”, маячил в мизансценах. Серебренников вложил всю философию этого спектакля в героя Чурсина.
Когда в 2014 году он на шесть лет покинул театр, “Лес” как будто подрубили под корень. Сейчас спектакль идет в классическом составе, превратившись из веселящего шампанского в дорогой коньяк.
Побеги в кавычках и без
Десять лет назад Василию Семеновичу Лановому, тогда педагогу “Щуки” и премьеру Вахтанговского театра, задали вопрос: “Почему у нас нет талантливых молодых актеров?”. Василий Семенович ответил: “Есть. Был у нас замечательный мальчик Юра Чурсин, но Табаков его переманил”.
Табаков всегда был суперменеджером, в отличие от героя Чурсина в одном очень проходном фильме. Олег Павлович стремился забрать к себе самых лучших, поэтому, увидев приглашенного актера в “Лесе”, он тут же позвал его к себе в труппу. Справедливости ради, в Вахтанговском театре Юрий на тот момент уже не числился, что-то ему там надоело.
В МХТ им. Чехова ему предложили десерты один слаще другого: в спектакле Серебренникова “Господа Головлевы” он партнерствовал с Евгением Мироновым, вместо того же Миронова ввелся на роль Треплева в “Чайку”, о кторой мечтает каждый уважающий себя артист. Режиссер Евгений Писарев в “Примадоннах” позволил своему другу хулиганить одновременно в мужском и женском образе, а потом дал ему Джингля в “Пиквикском клубе”. На сцене “Табакерки” Чурсин выходил в роли Ганечки Иволгина (“Идиот”), а потом по воле Константина Богомолова влился в сумасшедшую и прекрасную семью Сарафановых в качестве “старшего сына”. Спектакль по пьесе Вампилова был хитом “подвала” на улице Чаплыгина, а дуэт Сергея Сосновского и Юрия Чурсина до сих пор невозможно забыть.
В конце нулевых – начале десятых зрители, особенно зрительницы, шли уже на Чурсина, потому что на экраны выходили один за другим весьма рейтинговые сериалы с его участием, а кому ж неохота у служебного входа сфоткаться с самим Хиромантом, Химиком, Мальком из “Побега”. У последнего был такой промоушен, что филигранно сыгранный Чурсиным в том же 2012 году Наполеон (документальный проект Алексея Пивоварова “1812-й. Отечественная. Великая”) был буквально затоптан бегущей по всем экранам группой уголовников с подозрительно чистыми головами и одеждами
Чурсин сам горазд на побеги, без кавычек. Сначала он ушел из знаменитого спектакля своего друга Кирилла Серебренникова “Человек-подушка”. Там он великолепно играл садиста-следователя Ариэла. Но в какой-то момент герой и актер настолько опротивели друг другу, что предпочли расстаться.
В 2014 году Чурсин вообще взял и ушел из МХТ, к возмущению Олега Павловича и полному недоумению коллег. Актер это объяснял тем, что перестал получать удовольствие от пребывания на сцене. Ну, это его личное дело, а наше зрительское – сказать, что уйти в “Мосгаз” и “Черную кошку” и не потерять форму, это, конечно, чистая хиромантия.
Слава богу, ты пришел
За последние годы Чурсин вошел в историю. Это не фигура речи, а чистая правда, потому что актер то и дело появляется перед нами в “костюмных” ролях. Да он, собственно, для них и рожден – с его горбинкой на носу, аристократическими руками и прямой спиной. Не случайно ведь он играл Лермонтова (“Из пламя и света” Наны Джорджадзе) и того же Наполеона. Жаль, конечно, что волею режиссера Сергея Жигунова Атос из “Трех мушкетеров” из мудрого трагического персонажа превратился в беспробудного пьяницу и вообще ничто не спасло этот проект и не сделало фильмом поколения. Все по-прежнему поют “пора-пора-порадуемся…”
На наш взгляд, Атос мог бы быть таким, каким стал Николай Крушевский из сериала “Мятеж”, человек, способный упасть на самое дно и вознестись до невиданных высот. Или таким, как Кинастон – герой Чурсина из спектакля Евгения Писарева “Кинастон”. На эту роль Юрий Анатольевич ввелся после того, как ее перестал играть Максим Матвеев. И прямо хочется сказать “Слава богу, ты пришел !”. В смысле вовремя вернулся в театр и смог сыграть историю про то, как в жизни иногда предают самые преданные, и как бывает, что час назад тебе рукоплескал весь город, и вот уже ты лежишь в его грязи и темноте. Актер ты или не актер, вытащить тебя можешь только ты сам.
Кинастон поднялся, пусть и опираясь на трость. И вместе с тем, кто его играл, вернул себе публику.
Совсем скоро у Юрия Чурсина настоящая премьера, то есть центральная роль в новом спектакле. Режиссер Егор Перегудов ставит в МХТ “Сирано де Бержерак”. Как вы догадываетесь, Юрий Анатольевич сыграет там отнюдь не курносого царевича.
Хочешь еще?
«Есенин без грима». Дар и проклятие Леонида Харитонова