Найти тему
Aut-Aut

Юрий Чурсин. Царевич с горбинкой

Оглавление
“Я выбрал путь себе кратчайший и прямой. — Какой же? — Быть самим собой.
Эдмон Ростан. «Сирано де Бержерак»
Актер Юрий Чурсин.
Актер Юрий Чурсин.

В недавнем интервью он в шутку посетовал: “С моей внешностью курносого царевича не сыграешь”. И слава богу, потому что с “красивыми мальчиками” у нас явный перебор, а вот актеров, которые одновременно отморозок Валя из “Изображая жертву” и Хиромант, Лермонтов и Наполеон, белогвардеец Крушевский и – совсем скоро – Сирано де Бержерак, таких по пальцам пересчитать.  А может быть, и считать не придется.

“Ты что-нибудь умеешь делать хорошо?”

Первая роль Чурсина в кино – сериал “Простые истины”, новелла “Акула пера”.
Первая роль Чурсина в кино – сериал “Простые истины”, новелла “Акула пера”.

Царевич не царевич, но ему часто сказочно везло. Чурсин родился 11 марта 1980 года в казахстанском закрытом по стратегическим соображениям городке Приозерске. Все очень просто: Казахстан тогда был частью СССР, а отец Юрия – военный, не выбиравший место службы. Никто же не знал, что большой стране осталось 10 лет. За раннее детство Юрий сменил более десятка адресов, но, к его счастью, родители наконец “осели” в подмосковных Химках, где Юрий Чурсин пошел в школу.

Учился он так, чтобы не выходить за рамки приличия. Однажды учительница в сердцах спросила: “Ну вот что-нибудь ты умеешь делать хорошо?”, и Юрий задумался. оказалось, что он хорошо умеет выступать со сцены. Тем более что в их школу приходили студенты из Института культуры, который базируется в тех же Химках, и занимались с талантливыми ребятами.

Повезло и в том, что Анатолий Федорович не потребовал от сына “получить достойное мужчины образование”, а нанял парню педагога по художественному слову и благословил посещать подготовительные курсы Щукинского училища. “Если ты задумал что-то сделать, сделай это хорошо” – потом этот принцип Чурсин перенес в профессию.

Юрий Шлыков в сериале “Раскрутка”. Режиссер Егор Анашкин, 2010 г.
Юрий Шлыков в сериале “Раскрутка”. Режиссер Егор Анашкин, 2010 г.

Разве не сказка, что мальчик, у которого только фамилия актерская, а блата никакого не имелось, с первого раза прошел огромный конкурс и поступил в “Щуку” на курс к Юрию Вениаминовичу Шлыкову. Мастер курса отзывается о студенте Чурсине как об очень талантливом и надежном, готовом репетировать ночами напролет. Но сам Чурсин уверяет, что не раз стоял “на вылете”, потому что был убежден: у него и так все есть для будущей профессии. А потом долго благодарил педагогов за то, что не поленились и “достали” из самонадеянного студента действительно имевшееся богатство и научили, как им распорядиться.

«Неудача Пуаро» и другие удачи

“Неудача Пуаро”, режиссер Сергей Урсуляк, 2002 г.
“Неудача Пуаро”, режиссер Сергей Урсуляк, 2002 г.

В начале кинокарьеры его взял к себе Сергей Урсуляк в мини-сериал “Неудача Пуаро”, где Чурсин работал в кадре с Сергеем Маковецким и Константином Райкиным. Ему было всего 22 года, но его Джеффри Реймонд выглядел как настоящий англичанин – холодный, немногословный идеальный секретарь, вполне возможно, убийца своего патрона мистера Экройда. К счастью, убийцей оказался совсем другой, но роли “злодеев” или потенциальных злодеев так и посыпались на Юрия Анатольевича, жаль, что не все эти картины снимают режиссеры уровня Урсуляка.

В театре, ему, казалось, тоже повезло, потому что не каждого после Щукинского училища берут в “титульный” Вахтанговский. Но ничего заметного сыграть не удавалось, пока в 2004 году Павел Сафонов не поставил “Калигулу”. Нет, роль знаменитого монстра досталась не Юрию, а Владимиру Епифанцеву. Чурсин играл поэта Сципиона. И очень многие обратили внимание именно на этого “второстепенного” героя. Среди этих многих был Кирилл Серебренников.

“Изображая жертву”, режиссер Кирилл Серебренников, 2006 г.
“Изображая жертву”, режиссер Кирилл Серебренников, 2006 г.

Его фильм “Изображая жертву” в 2005 году явился шоком для зрителей, там и знаменитый монолог в исполнении Хаева, и потрясающие Лия Ахеджакова и Анна Михалкова, но самым интересным с актерской точки зрения там был, конечно, Чурсин. К сожалению, наш зритель, которого приучили к экшену и спецэффектам, перестал замечать актерскую игру. Будете смотреть фильм – обратите внимание на глаза чурсинского Вали, в них с первого до последнего кадра ледяная пустыня, и как актер в 24 года смог вогнать себя в это состояние – загадка.

А знаменитый “Хиромант”? Сравните Сергея Рябинина (так зовут героя) в начале и в конце первой части сериала, это же два абсолютно разных человека, между которыми – жизнь.

В спектакле Кирилла Серебренникова “Лес”, МХТ им. Чехова.
В спектакле Кирилла Серебренникова “Лес”, МХТ им. Чехова.

С 2004 года в МХТ им. Чехова идет спектакль Кирилла Серебренникова “Лес”, где режиссер отдал главную роль гимназиста Буланова приглашенному молодому актеру Юрию Чурсину.  До Кирилла этот спектакль ставили о Гурмыжской и Несчастливцеве, а Буланов, как раз в образе “курносого царевича”, маячил в мизансценах. Серебренников вложил всю философию этого спектакля в героя Чурсина.

Когда в 2014 году он на шесть лет покинул театр, “Лес” как будто подрубили под корень. Сейчас спектакль идет в классическом составе, превратившись из веселящего шампанского в дорогой коньяк.

Побеги в кавычках и без

Десять лет назад Василию Семеновичу Лановому, тогда педагогу “Щуки” и премьеру Вахтанговского театра, задали вопрос: “Почему у нас нет талантливых молодых актеров?”. Василий Семенович ответил: “Есть. Был у нас замечательный мальчик Юра Чурсин, но Табаков его переманил”.

Табаков всегда был суперменеджером, в отличие от героя Чурсина в одном очень проходном фильме. Олег Павлович стремился забрать к себе самых лучших, поэтому, увидев приглашенного актера в “Лесе”, он тут же позвал его к себе в труппу. Справедливости ради, в Вахтанговском театре Юрий на тот момент уже не числился, что-то ему там надоело.

Телеверсия спектакля “Господа Головлевы”, режиссеры Кирилл Серебренников, Виктор Безега. 2006 г.
Телеверсия спектакля “Господа Головлевы”, режиссеры Кирилл Серебренников, Виктор Безега. 2006 г.

В МХТ им. Чехова ему предложили десерты один слаще другого: в спектакле Серебренникова “Господа Головлевы” он партнерствовал с Евгением Мироновым, вместо того же Миронова ввелся на роль Треплева в “Чайку”, о кторой мечтает каждый уважающий себя артист. Режиссер Евгений Писарев в “Примадоннах” позволил своему другу хулиганить одновременно в мужском и женском образе, а потом дал ему Джингля в “Пиквикском клубе”. На сцене “Табакерки” Чурсин выходил в роли Ганечки Иволгина (“Идиот”), а потом по воле Константина Богомолова влился в сумасшедшую и прекрасную семью Сарафановых в качестве “старшего сына”. Спектакль по пьесе Вампилова был хитом “подвала” на улице Чаплыгина, а дуэт Сергея Сосновского и Юрия Чурсина до сих пор невозможно забыть.

Юрий Чурсин в роли Наполеона. “1812-й. Отечественная. Великая”, продюсер Алексей Пивоваров, 2012 г.
Юрий Чурсин в роли Наполеона. “1812-й. Отечественная. Великая”, продюсер Алексей Пивоваров, 2012 г.

В конце нулевых – начале десятых зрители, особенно зрительницы, шли уже на Чурсина, потому что на экраны выходили один за другим весьма рейтинговые сериалы с его участием, а кому ж неохота у служебного входа сфоткаться с самим Хиромантом, Химиком, Мальком из “Побега”. У последнего был такой промоушен, что филигранно сыгранный Чурсиным в том же 2012 году Наполеон (документальный проект Алексея Пивоварова “1812-й. Отечественная. Великая”) был буквально затоптан бегущей по всем экранам группой уголовников с подозрительно чистыми головами и одеждами

Чурсин сам горазд на побеги, без кавычек. Сначала он ушел из знаменитого спектакля своего друга  Кирилла Серебренникова “Человек-подушка”. Там он великолепно играл садиста-следователя Ариэла. Но в какой-то момент герой и актер настолько опротивели друг другу, что предпочли расстаться.

В сериале “Мосгаз”, режиссер Андрей Малюков, 2012 г.
В сериале “Мосгаз”, режиссер Андрей Малюков, 2012 г.

В 2014 году Чурсин вообще взял и ушел из МХТ, к возмущению Олега Павловича и полному недоумению коллег. Актер это объяснял тем, что перестал получать удовольствие от пребывания на сцене. Ну, это его личное дело, а наше зрительское – сказать, что уйти в “Мосгаз” и “Черную кошку”  и не потерять форму, это, конечно, чистая хиромантия.

Слава богу, ты пришел

Сериал “Мятеж”, режиссер Сергей Пикалов, 2020 г.
Сериал “Мятеж”, режиссер Сергей Пикалов, 2020 г.

За последние годы Чурсин вошел в историю. Это не фигура речи, а чистая правда, потому что актер то и дело появляется перед нами в “костюмных” ролях. Да он, собственно, для них и рожден – с его горбинкой на носу, аристократическими руками и прямой спиной. Не случайно ведь он играл Лермонтова (“Из пламя и света” Наны Джорджадзе) и того же Наполеона.  Жаль, конечно, что волею режиссера Сергея Жигунова Атос из “Трех мушкетеров” из мудрого трагического персонажа превратился в беспробудного пьяницу и вообще ничто не спасло этот проект и не сделало фильмом поколения. Все по-прежнему поют “пора-пора-порадуемся…”

На наш взгляд, Атос мог бы быть таким, каким стал Николай Крушевский из сериала “Мятеж”, человек, способный упасть на самое дно и вознестись до невиданных высот. Или таким, как Кинастон – герой Чурсина из спектакля Евгения Писарева “Кинастон”. На эту роль Юрий Анатольевич ввелся после того, как ее перестал играть Максим Матвеев. И прямо хочется сказать “Слава богу, ты пришел !”. В смысле вовремя вернулся в театр и смог сыграть историю про то, как в жизни иногда предают самые преданные, и как бывает, что час назад тебе рукоплескал весь город, и вот уже ты лежишь в его грязи и темноте. Актер ты или не актер, вытащить тебя можешь только ты сам.

Кинастон поднялся, пусть и опираясь на трость. И вместе с тем, кто его играл, вернул себе публику.

Совсем скоро у Юрия Чурсина настоящая премьера, то есть центральная роль в новом спектакле. Режиссер Егор Перегудов ставит в МХТ “Сирано де Бержерак”. Как вы догадываетесь, Юрий Анатольевич сыграет там отнюдь не курносого царевича.

Хочешь еще?

«Есенин без грима». Дар и проклятие Леонида Харитонова

Константин Симонов. В любви и на войне

За что генерала Аракчеева втоптали в историю