Найти тему
Жить по Христу

Что значит достойно или недостойно причащаться?

Что значит "достойно" или "недостойно" причаститься? Всякого христианина не может не беспокоить этот вопрос.

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.» (1Кор. 11:27-29).

Коринфская церковь есть образ всего сегодняшнего христианства. Церковь эта была весьма многочисленна (1 Кор. 4:15). Коринф был перекрёстком торговых путей, здесь был большой порт, население его было десятки, а может быть и сотни тысяч человек, что для того времени очень много. Церковь же составляло великое множество самого разнообразного люда. Большей частью собрание наполняли бедняки и рабы, но были также знатные и благородные (1 Кор. 1:26-29). В этом великом множестве последователей Господа обнаружилась и масса проблем.

  • Деление на группировки (1 Кор. 1:10-13; 11:18)

  • Безнравственность (1 Кор. 5:1-2)

  • Вражда и тяжбы (1 Кор. 6:1-8)

  • Ложные ориентиры (1 Кор. гл.13)

  • Беспорядки в богослужении (1 Кор. гл.14)

Но несмотря на эти проблемы, апостол обращается к коринфянам как к церкви Божией, как к освящённым во Христе (1 Кор. 1:2; 2 Кор. 1:1). Путь к святости труден и тяжёл, совершенство обретается не сразу, но это не может быть оправданием для нас, когда мы спотыкаемся и падаем.

Проблемы коринфской церкви наиболее ярко проявились в их практике Вечери Господней. В совершении этого Таинства, мы, как в зеркале, можем увидеть своё истинное лицо, как и коринфяне явили своё. Обратимся же к тексту 1 Кор. 11:20-34. (Уважаемый читатель сделает это самостоятельно)

По слову апостола Павла вкушение Вечери Господней имеет двойное действие, как впрочем и всякое Божественное действие. Можно привести такой пример из Священного Писания:

«Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» (2Кор. 2:15-16).

Божественное слово спасения для одних благо, а для других предзнаменование погибели. «И кто способен к сему?», ответ на этот вопрос мы можем найти в более широком контексте 11 главы (1Кор.11:20-34). Апостол в стихах 20-22 обрисовывает проблему коринфян. Эта проблема состояла в следующем. Коринфская церковь была многочисленна, и её наполняли люди разных социальных слоёв: богатые и бедные, рабы и свободные. В то время был широко распространен обычай, который назывался «вечеря любви». Вечером христиане собирались для совместной трапезы, это было подобие той Вечери, которую совершил Спаситель со Своими учениками перед Крестными страданиями. На такие «вечери любви» верующие приносили с собой пищу и питие. Богатые приносили много, а бедным бывало и нечего принести. После трапезы совершалась Евхаристия. Но состоятельные игнорировали бедных, устраивая застолье отдельно, пиршествовали до того, что «упивались». А при этом их же братья (и сестры) во Христе, те, что бедные, голодными приходили, и голодными уходили. Апостол говорит: «Это не значит вкушать Вечерю Господню».

В самое первое время существования Церкви Христовой, мы видим изумительный образец правильного устроения общества Господа.

"Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деяния 2:44-47).

"У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее" (Деяния 4:32).

По всей видимости, недолго существовало такое устроение. Вскоре такой порыв и энтузиазм иссякли. Сейчас подобное и представить невозможно. К сожалению. Но практика "вечерь любви" держалась гораздо дольше. Хотя бы здесь, пред Телом и Кровью Господа, народ Божий отбрасывал мирские предрассудки. За одним столом сидели иудеи, эллины, варвары, богатые и бедные, знатные и простые, свободные и рабы.

"...ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Галатам 3:28(б)).

Подобной картины в античном мире и вообразить было невозможно. Но не устояли коринфяне, привнесли в дело Таинства то, что было истреблено Иисусом Христом на Голгофском кресте. Вместо единства снова разделения и соблазны. Да и не только с коринфянами такое приключилось. Об этом же пишет и апостол Иуда:

"Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки" (Иуды 1:12-13).

Апостол приводит всем в пример ту самую первую Вечерю (1Кор.11:23-25), которую совершил Спаситель перед страданиями. В 1Кор.11:26 говорится, что Вечеря есть возвещение смерти Господней, Его искупительной жертвы за грехи всех нас. А если Христос пострадал за всех, как и за богатых, так и за бедных, то в Теле Господнем нет места разделению и превозношению. Следовательно, если кто приступает к Таинству с такой низкой «жизненной установкой» то, он тем самым

«…виновен будет против Тела и Крови Господней»,
«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».

Чтобы не впасть в такое состояние апостол советует:

«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.»,

«Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы».

Посему о Вечере можно сказать, что это «частный суд» уже здесь на земле. Приступая к Евхаристии нам должно понимать, что это, кроме всего прочего, своего рода «экзамен», на котором мы обязаны заниматься самопроверкой. Вместе с псалмопевцем скажем:

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.» (Пс.138:23-24).

Надлежит исследовать себя самого на предмет адекватности своего состояния, наличия в себе истинной веры и добродетельной жизни:

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.» (2Кор.13:5).

Следует исповедовать грех и «принести достойный плод покаяния». Это и значит «достойно» причаститься. Если человек внимательно всмотрится в себя, то обнаружит себя грешником, который не достоин причастия Тела и Крови Господней. Через это видение, исповедание и покаяние он и становится «достойным». Антиномия! Как и многое в христианстве.

Всякий же не утруждающий себя таким деланием, очень даже может считать себя «достойным» (вспомним фарисея из притчи – Лк. 18 глава). Таковой становится «недостойным» и «ест и пьёт осуждение себе».

Но посмотрим несколько шире на эту проблему. Только лишь на Причастии следует быть едиными? Конечно же нет. А что вообще значит "быть христианином"? Жить под лозунгом "каждый сам за себя"? Нет. "Есть трапеза для "господ" и есть трапеза "для прочих"? (Смотри картину В.Г. Перова "Трапеза") Снова нет. А как же? Ну например так:

"Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Филиппийцам 2:4).

Да всё Евангелие просто переполнено такими призывами! От нас только требуется согласие на такую жизнь. Согласимся ли мы?

В продолжении данной читайте Зачем тебе Причастие?

Предыдущая статья "Таинства Церкви и при чём здесь искушения?"

Рекомендуем также прочитать "Было ли легко Христу?", "Искушение",

"Искушения. План Б."

Подборка статей

Главный вопрос христианства -Божественность Христа. За и против.