Искушения, соблазны... Посмотрим на дело их преодоления с другой стороны. Таинства Церкви...
Всякому христианину должно пройти чрез два Таинства, установленных Самим Иисусом Христом. Это Крещение и Вечеря Господня (Причастие). А установления Господни надлежит исполнять.
Коротко скажем о том, что такое Таинство. Слово это библейское, пишется так - "μυστήριον" (мисте́рион). Приведём несколько мест Священного Писания для примера.
"...хранящие таинство веры в чистой совести" (1 Тимофею 3:9).
"Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих" (1 Коринфянам 4:1).
"...и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом" (Ефесянам 3:9).
Здесь мы не будем подробно вникать в тему Таинств, а только лишь рассмотрим Таинства Церкви в контексте искушения и соблазна. Причём коснёмся только Крещения и Причастия.
Что в христианской традиции принято называть Таинством? Таинство - то, что происходит в материальном мире, то, что видимо, осязаемо, но при этом имеет глубоко духовную основу. В Таинстве видимое плотским взглядом сочетается с тем, что возможно узреть духовными очами, сердцем, верой.
Что человек обретает посредством Таинства Крещения?
- Крещаемый входит в Тело Христово, Церковь.
- Обретает единство со Христом и Церковью.
- Становится христианином.
Хотя внешне он всего лишь входит в воду.
Но для этого необходима вера, живой отклик свободного сердца, так как:
"... без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евреям 11:6)
Как же это помогает в борьбе с искушениями? Христианин через крещение имеет:
"Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ... зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Римлянам 6:4,6)
Вообще имело бы смысл подробно вглядеться в текст всей главы, но это очень далеко выйдет за пределы обсуждаемой нами темы.
Что же имеем? Соединившись со Христом через крещение, мы обретаем благодать для христианской жизни, открывается дорога к святой и праведной жизни. Во Христе такая жизнь становится возможна! Но только при нашем активном содействии, данной нам благодати. Поэтому крещение необходимо!
Но крещение свершается над человеком единожды, а далее впереди вся жизнь. Поэтому, нам далее следует говорить о Причастии.
О Причастии подробно говорится в 11-ой главе Послания к Коринфянам. Здесь имело бы смысл прочесть весь этот текст (1Кор. 11:20-34), где апостол Павел учит коринфян правильно приступать к Вечере Господней. Уважаемый читатель может сделать это самостоятельно. Здесь же обратим внимание на стих 28:
"Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей" (1 Коринфянам 11:28)
"Да испытывает", что это значит? Это слово, как обычно, греческое, "докима́дзо" (δοκιμάζω) - пробовать, испытывать, проверять. То есть "признавать годным в результате проверки". Говоря ранее об искушениях, указывалось на то, что значит слово "пейрасмо́с" (πειρασμός). Внимательный читатель сразу же обнаружит сходство между этими словами. В обоих случаях мы видим некое испытание. Но есть и значительная разница. В случае искушения (πειρασμός) эта проверка, испытание приходит в нашу жизнь извне, со стороны (мы конечно же помним, что "...каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (Иакова 1:14)), почти всегда внезапно, часто мы застаемся врасплох. Здесь же (а также Гал. 6:4 и др.) апостол говорит нам, чтобы сами себя проверяли и испытывали. Речь идёт о некотором самоконтроле, самопроверке (но ни в коем случае не о "самоискушении"!) Как же до́лжно совершать такую самопроверку на Причастии?
Мы стоим на Вечере Господней, перед нами Тело и Кровь Иисуса Христа, сейчас мы прикоснёмся к этой Святыне.
- Достойны ли мы?
- Как понять это?
- Что вообще происходит в этот момент?
Сделаем небольшое отступление. В Книге Откровение есть такое место:
"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места" (Откровение 20:11).
Читая эти строки, кого не охватит благоговейный трепет? Всем людям, живущим сейчас или бывшим прежде нас, как и тем, которым предстоит ещё начать жизнь здесь на земле, всем, без единого исключения, верят ли они в Причину всего или нет, надлежит когда-то стать пред этим великим престолом, состоится та самая решающая встреча с высшей Реальностью, лицом к Лицу.
Думал ли ты когда-нибудь об этом? Как мы можем быть готовыми к такой встрече? И можно ли вообще быть готовым к такому событию? Но нам представляется, что это будет когда-то "тогда", а вот "сейчас" до "того момента" ещё очень и очень далеко. Но это лукавое суждение. Если мы веруем в Истинного Бога, Который явлен в каждой точке пространства, в любой момент времени и во всей Своей полноте, то вся наша жизнь уже сейчас является предстоянием пред тем самым престолом. Тот финальный акт лишь подведёт итог всему нашему хождению пред Ним. Этот великий и страшный суд уже идёт и мы на нём присутствуем прямо сейчас. Мы движемся к финалу. Каким он будет?
- Насколько ясно эта истина запечатлена в нашем сознании?
- В какой мере мы видим это очами нашего сердца, то есть верою?
- Живём ли пониманием реальности Божьего присутствия здесь и сейчас?
Такими и подобными вопросами нам следует регулярно испытывать себя. Так нам советует апостол Павел:
"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2 Коринфянам 13:5).
Но вернёмся к Причастию. Разве в эту минуту мы стоим не пред Великим Престолом? Именно перед ним! Вкусив Тело и Кровь Господа, соприкоснувшись с Его Божеством, не сгорим ли мы в этом огне?
"потому что Бог наш есть огнь поядающий" (Евреям 12:29)
Иногда последствия такого соприкосновения могут нести и такие последствия:
"Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. ... Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Коринфянам 11:27,29-30).
Что же делать мне и тебе?
"Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. ... Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы" (1 Коринфянам 11:28,31).
Когда мы стоим на Причастии пред Ним, самое время заняться самоанализом, самопроверкой. Суд творится здесь и сейчас. Без покаяния и без плодов того самого покаяния перед Истинною не устоять. Всегда надлежит об этом помнить. Здесь нет места наивным играм в "не согрешишь, не покаешься". Нет и ещё раз нет! Об этом мы уже вели речь ранее. Хорошо бы всегда иметь в разуме два евангельских примера: мытаря из притчи (Лк. гл. 18) и раскаявшегося злодея (Лк. гл. 23).
Таким образом, испытывая себя, являясь судьёй себе самому, стараясь быть в этом максимально честным и искренним, всякий верующий переживает "страшный суд", обнажая душу свою пред своим Спасителем. Такой регулярный опыт закаляет христианина в борьбе со своими греховными страстями. Это необходимо!
Посему, в час искушения вспомни, что стоять тебе (и мне) пред Великим Престолом, пред Телом и Кровью Господа Христа, нам предстоит вступить в этот очистительный огонь и горе нам, если мы окажемся беспечными, ленивыми, надменными. Вступая в Божественную реальность достойно, то есть покаянно, с плодами добродетели, мы обретаем благодать для святой и праведной жизни, получаем помощь Христову для борьбы с грехом. Да поможет нам и да помилует нас Господь.
Аминь.
Следующая статья по этой теме - Что значит достойно или недостойно причащаться и Зачем тебе Причастие?
#крещение #причастие #таинства церкви #искушения #страшный суд