Найти тему
Кот-путешественник

В гостях у Аполлинария Васнецова...

…Третий этаж доходного дома, которыми так интенсивно застраивали центр Москвы в начале XX века, обычная лестничная площадка с открытой дверью в квартиру…Типичная картина, которой сложно удивить кого бы то ни было. Но вот первая картина, ни с чем не сравнимый аромат старой краски, а также знакомый дизайн мебели из знаменитых абрамцевских мастерских Саввы Мамонтова… И сразу появляется ощущение того, что ты в гостях у знаменитого художника.

Аполлинарий Васнецов. «Робкая тень старшего брата», как несправедливо говорили о нём современники. Впрочем, самим братьям было всё равно, что говорили сторонние люди, ибо об крепкой дружбе с «вятского» детства и колоссальном уважении друг к другу также ходили легенды.

Для меня именно благодаря Васнецову-младшему старая Москва на занятиях по истории обретала визуальное воплощение, навсегда и бесповоротно влюбляя в себя мощью белых стен Кремля или явно ощутимым поскрипыванием брёвен Воскресенского моста.

-2

А как было удержаться от восторгов по поводу архитектуры Симонова монастыря на его картинах! И затем, оказавшись в этом месте в наши дни, испытать пронизывающую боль от того, что от этого великолепия почти ничего не осталось…

-3

Наконец, как не почувствовать колоссальное уважение к гражданской позиции художника, оказавшимся единственным из «собратьев по кисти», открыто и громко выступившим против сноса храма Христа Спасителя.

….Стандартная квартира. Как это всё отличается от завораживающего по своей архитектуре дома Виктора Васнецова (об этом доме писал ранее)! Нет шири, фантазии, сказочности…После архитектурного «буйства» терема старшего брата, здесь всё кажется ожидаемым и даже каким-то слегка казённым. Впрочем, последнему не стоит удивляться: после смерти художника в 1933 году, его семью, пользуясь страшной терминологией того времени, «уплотнили», превратив отдельную квартиру, в которой часто гостили Гиляровский, Шаляпин, Бунин и многие другие, в классическую «коммуналку». И только в 1957 году силами семьи и поддержкой Грабаря, Юона и Корина, мемориальная мастерская обрела новую жизнь.

Проход по комнатам квартиры явственно напоминает ситуацию, когда наконец-то нашёл время встретиться очно с друзьями по многолетней переписке. Урал, Подмосковье (в основном любимое художником Абрамцево), Кавказ… Тем не менее, сила работ, умноженная на фантастическую палитру цветов, заставляет забыть всё, что знал о них до этого, завораживая и пробуждая воспоминания о собственных посещениях этих мест.

Далее, в гостиной, неожиданно начинаешь ощущать растерянность от того, что привычные с детства пейзажи выглядят абсолютно по-другому. Здесь «царство» старой Москвы, которую с нынешней объединяет лишь наличие небольшого числа маленьких деталей. Васнецов-младший трепетно любил Москву и приступал к созданию очередной картины о городе только после тщательнейшего изучения огромного числа архивных документов. И как же сложно удержаться от того, чтобы не начать играть в «Найди 100 отличий» и не остаться в этой комнате на пару часов под недоуменными взглядами сотрудников.

-4

А потом начинается любимая «булгаковщина»: кажется, что комнатам в квартире нет конца и края, а работ на стенах всё больше и больше. И вот ты уже задаёшься вопросом Маргариты о том, как такое возможно. Впрочем, в отличие от «нехорошей квартиры» на Большой Садовой, в данном случае всё оказывается куда прозаичнее: современный музей включает в себя не только мемориальную квартиру Аполлинария Васнецова, но и две другие квартиры на той же лестничной площадке. Поэтому, после тщательного осмотра почти 200 картин, попросите хранителя открыть квартирную дверь на противоположной стороне площадки. Именно здесь и помещается небольшая мастерская, в которой художник трудился до последнего мгновения своей жизни. И именно здесь, на мольберте, находится незаконченный этюд, принявший последнее дыхание великого мастера.

Нашедшего свой уникальный путь.

Не оставшегося в тени гения старшего брата.

Не боявшегося высказаться тогда, когда для абсолютного большинства было безопаснее промолчать…