Недавно я уже писал о знаменитых западных рок-группах, которые пользовались большой популярностью в Японии. Но ведь подобный список можно составить для любой страны - и наша не исключение.
В случае с СССР он получится даже более интересным, так как существовал в его истории один любопытный феномен: многие иностранные коллективы не просто почитались в Советском Союзе больше отечественных ВИА, но со временем становились в нем по-настоящему народными, каким-то неведомым образом умудряясь затрагивать потаенные струны русской души.
Ими с удовольствием заслушивались тогда, и большинство советских меломанов горячо любит их до сих пор. Поэтому предлагаю вспомнить, какие зарубежные рок-группы не только прогремели на весь мир, но и в какой-то степени стали частью нашего культурного кода.
"Битлы"
Повторю в который раз: трудно найти страну, где "Битлз" не перевернули бы устоявшиеся представления о музыке и не были бы любимы. Но связь группы с СССР - все равно особая.
С "Битлз" не только начался советский рок и творческий путь многих музыкантов от Александра Градского до Виктора Цоя. С появлением коллектива перевернулась страница в жизни каждого советского гражданина, по-настоящему интересующегося музыкой.
По большому счету "Битлз" - интернациональны, так как их главный язык никогда не нуждался в переводе. Оттого добрые и искренние голоса ливерпульской четвёрки всегда звучали по-родному, по-свойски. К тому же у группы были мелодии (и еще какие!), что только добавляло ей популярности в народных массах.
Еще в 60-е поползли слухи о том, что однажды по причине поломки самолета "Битлы" были вынуждены совершить экстренную посадку в одном из московских аэропортов, где якобы и организовали небольшое выступление. К сожалению, подобные рассказы являлись не более чем легендой, так как на самом деле ни один участник "Битлз" в СССР никогда не был (хотя альбомом "Снова в СССР" Пол Маккартни все же отметился). Но если бы группа все-таки посетила Союз, ее точно ждал бы самый теплый прием!
Примечательно, что их главные конкуренты "Роллинг Стоунз", наоборот, в СССР особо не прижились, так как базировались на совершенно другом музыкальном фундаменте - блюзе и ритм-энд-блюзе.
- Подробнее об этом можете почитать в одной из моих старых статей:
"Хипы"
С "Хипами" вообще все интересно: на западе при всем величии группы явлением мирового масштаба ее никто особо не считал, хотя в СССР она неизменно входила в "большую четверку хард-рока" - Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, Uriah Heep - и ценилась на уровне, а то и выше перечисленных коллективов.
Почему же группа так запала в душу советскому слушателю? На самом деле ответ прост: большинство песен Uriah Heep имело минорный окрас, который, так уж вышло, всегда находил особый отклик у русского человека. Добавив сюда драматический вокал Дэвида Байрона и уникальный композиторский талант Кена Хенсли, получим просто беспроигрышный вариант.
Не зря "Хипы" были одной из первых западных хард-рок-групп, выступивших в СССР: в 1987 году они дали целых 10 аншлаговых концертов в московском спорткомплексе "Олимпийский". А с развалом Союза стали регулярно наведываться в Россию, где встречают огромную поддержку фанатов до сих пор.
"Скорпы"
Как признанные короли красивейших рок-баллад Scorpions также не могли не стать в СССР всенародными любимцами. А тут еще, посетив в 1989 году Московский международный фестиваль мира, они выпустили свой знаменитый гимн Перестройки "Wind Of Change", окончательно расположив к себе советскую, а тогда уже без пяти минут российскую, аудиторию. В конце концов "Скорпионс" - любимая группа Михаила Горбачева.
"Криденсы"
Даже несмотря на то, что ее участники были родом с далёкого и чуждого нам американского западного побережья, а в рамках своего творчества и вовсе прикидывались выходцами с юга, Creedence Clearwater Revival удалось стать поистине народной советской группой. Едва ли можно было найти двор, в котором на гитаре не игралась бы "Have You Ever Seen The Rain?" или из окон домов не звучали другие песни коллектива. Кто-то начинал с них свое знакомство с рок-музыкой, кто-то обращался к "Криденсам" уже опытным меломаном. Но тех, кто не любил бы эту группу, по-моему просто не существовало.
В чем же кроется магия "Криденс"? Прежде всего в том, что её участники никогда не пытались казаться теми, кем они не являются. А оставались собой: простыми честными парнями, играющими такую же честную, позитивную и что самое главное - душевную музыку без всего лишнего. Что не могло не подкупать.
И пусть "Криденс" исполняли традиционные американские песни и активно высказывались о Вьетнаме - у нас они всегда были своими. Что называется, не по национальности, а по духу.
"Шокинг Блю"
"Шизгара" - и этим все сказано. Кто не знает этот по-настоящему вездесущий хит Shocking Blue и хотя бы раз не пел его под гитару - с переделанным русским текстом или же на "тарабарском"? Именно эта песня, знакомая всем и каждому, сделала голландскую группу "Шокинг Блю" в СССР народной. Однако "Шокинг Блю" - группа отнюдь не одного хита, и многие поклонники рока назовут с десяток других замечательных композиций коллектива.
Как же "Шокинг Блю" удалось завоевать сердца советских меломанов? Возможно, все дело в пленительном голосе Маришки Вереш, имевшей, кстати, русские корни. Возможно - в прекрасной музыке из не таких уж далёких, по сравнению с Англией и США, Нидерландов. А, скорей всего, во всём сразу.
"Смоки"
И вновь парадокс. Во всем мире Smokie - малоприметная группа второго, если не третьего, дивизиона. В СССР - настоящие герои и музыканты первой величины уровня общепризнанных гигантов рока. Причём было бы ошибочно полагать, что наибольшей популярностью у нас на родине пользовались бездарности. Просто в связи с уже упомянутыми особенностями менталитета русскому человеку всегда были ближе группы особого типа: обаятельные музыканты-мелодисты, коими в полной мере и являлись Крис Норман и Ко.
Без ярких и цепляющих песен "Смоки" не обходилась ни одна советская дискотека, а некоторые композиции группы со временем начинали жить своей отдельной жизнью, становясь основой для народного творчества. Чего только стоит переделанная некими неизвестными юмористами знаменитая "Водки найду"!
"Дип Пёрплы"
На ниве классического хард-рока Deep Purple всегда шла в СССР бок-о-бок с другой известной британской группой - Led Zeppelin. Но если Led Zeppelin при всей её бешеной популярности назвать именно народной группой было сложно (все-таки опиралась она на чёрный блюз и совсем не близкую нам мифологию), то в отношении Deep Purple этот термин куда более применим. Казалось, "Дип Пёрпл" в Советском Союзе являлась синонимом самого слова хард-рок, его эталоном.
Опять-таки довольно непросто объяснить подобную всеобъемлющую любовь к этой группе в нашей стране. Быть может, все дело в предельной честности, бескомпромиссности и напористости её музыки, которая буквально сносила голову? (Уж не говоря о том, что навсегда оставалась в сердце).
Так или иначе, вокруг данного коллектива в СССР сформировался целый культ, сопоставимый с культом "Битлз". Так что выражение "не Дип Пёрпл", произнесенное в адрес какой-либо группы, действительно звучало как приговор.
"Свиты"
Когда группа Sweet только появилась, было не совсем понятно: чем эти попсовики, исполняющие легковесный бабблгам, могут быть интересны советскому слушателю, изголодавшемуся по року? Но вовремя переродившись, "Свиты" все же сумели покорить нашу страну. А их культовый альбом "Sweet Fanny Adams" произвёл в ней настоящий фурор, перевернув само представление о тяжелой музыке.
При этом во всем остальном мире успех Sweet относительно других групп был не столь громким, даже несмотря на то, что в начале 70-х они нередко попадали в чарты и повлияли на многие известные коллективы. У нас же любовь к "Свитам" не ослабевает до сих пор, так как группа уже давно заняла особое место в священном пантеоне каждого советского меломана.
"Назареты"
В своём творчестве шотландцы Nazareth соединили все, что было по душе советскому слушателю: мелодизм и мощь хард-рока. Поэтому просто не могли не стать в СССР своими. Во многом музыка "Назаретов" напоминала музыку "Дип Пёрпл" - не случайно первое время продюсером группы выступал Роджер Гловер, а на альбоме "Rampant" 1974 года отметился клавишными сам Джон Лорд.
Результат: аншлаговые выступления в СССР в 1990 и 1991 годах и масштабные туры по России и Украине на протяжении следующих десятилетий, которые охватывали не только столицы, но и небольшие провинциальные города, что говорит только об одном: любовь к "Назарет" в нашей стране является всепроникающей и повсеместной.
"Слэйды"
Ну и закончить подборку хотелось бы чем-то по-настоящему ударным. "Слэйд"... Как много значит это слово для всех тех, кто начинал слушать рок-музыку в далёких 70-х годах. Поэтому стоит что-либо объяснять?
"Слэйд" - это мощь. "Слэйд" - это чистый рок-н-ролл. "Слэйд" - это народные герои, знакомые многим ещё со школьной скамьи и открывшие тогда еще молодым советским ребятам дверь в замечательный мир рока. В голосе Нодди Холдера и общем посыле музыки группы действительно есть что-то объединяющее, праздничное, торжественное, что не могло не сплачивать - хотя бы вокруг самих Slade!
Естественно, перечисленными коллективами все не ограничивается. Поэтому пишите, каких других западных исполнителей можно вполне считать заслуженными артистами РСФСР.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: