Найти в Дзене
Top of the Rocks

Почти как свои: известные зарубежные группы, ставшие в СССР народными

Оглавление

Недавно я уже писал о знаменитых западных рок-группах, которые пользовались большой популярностью в Японии. Но ведь подобный список можно составить для любой страны - и наша не исключение.

В случае с СССР он получится даже более интересным, так как существовал в его истории один любопытный феномен: многие иностранные коллективы не просто почитались в Советском Союзе больше отечественных ВИА, но со временем становились в нем по-настоящему народными, каким-то неведомым образом умудряясь затрагивать потаенные струны русской души.

Ими с удовольствием заслушивались тогда, и большинство советских меломанов горячо любит их до сих пор. Поэтому предлагаю вспомнить, какие зарубежные рок-группы не только прогремели на весь мир, но и в какой-то степени стали частью нашего культурного кода.

"Битлы"

Повторю в который раз: трудно найти страну, где "Битлз" не перевернули бы устоявшиеся представления о музыке и не были бы любимы. Но связь группы с СССР - все равно особая.

С "Битлз" не только начался советский рок и творческий путь многих музыкантов от Александра Градского до Виктора Цоя. С появлением коллектива перевернулась страница в жизни каждого советского гражданина, по-настоящему интересующегося музыкой.

По большому счету "Битлз" - интернациональны, так как их главный язык никогда не нуждался в переводе. Оттого добрые и искренние голоса ливерпульской четвёрки всегда звучали по-родному, по-свойски. К тому же у группы были мелодии (и еще какие!), что только добавляло ей популярности в народных массах.

Еще в 60-е поползли слухи о том, что однажды по причине поломки самолета "Битлы" были вынуждены совершить экстренную посадку в одном из московских аэропортов, где якобы и организовали небольшое выступление. К сожалению, подобные рассказы являлись не более чем легендой, так как на самом деле ни один участник "Битлз" в СССР никогда не был (хотя альбомом "Снова в СССР" Пол Маккартни все же отметился). Но если бы группа все-таки посетила Союз, ее точно ждал бы самый теплый прием!

Примечательно, что их главные конкуренты "Роллинг Стоунз", наоборот, в СССР особо не прижились, так как базировались на совершенно другом музыкальном фундаменте - блюзе и ритм-энд-блюзе.

  • Подробнее об этом можете почитать в одной из моих старых статей:

"Хипы"

-2

С "Хипами" вообще все интересно: на западе при всем величии группы явлением мирового масштаба ее никто особо не считал, хотя в СССР она неизменно входила в "большую четверку хард-рока" - Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, Uriah Heep - и ценилась на уровне, а то и выше перечисленных коллективов.

Почему же группа так запала в душу советскому слушателю? На самом деле ответ прост: большинство песен Uriah Heep имело минорный окрас, который, так уж вышло, всегда находил особый отклик у русского человека. Добавив сюда драматический вокал Дэвида Байрона и уникальный композиторский талант Кена Хенсли, получим просто беспроигрышный вариант.

Не зря "Хипы" были одной из первых западных хард-рок-групп, выступивших в СССР: в 1987 году они дали целых 10 аншлаговых концертов в московском спорткомплексе "Олимпийский". А с развалом Союза стали регулярно наведываться в Россию, где встречают огромную поддержку фанатов до сих пор.

"Скорпы"

-3

Как признанные короли красивейших рок-баллад Scorpions также не могли не стать в СССР всенародными любимцами. А тут еще, посетив в 1989 году Московский международный фестиваль мира, они выпустили свой знаменитый гимн Перестройки "Wind Of Change", окончательно расположив к себе советскую, а тогда уже без пяти минут российскую, аудиторию. В конце концов "Скорпионс" - любимая группа Михаила Горбачева.

"Криденсы"

-4

Даже несмотря на то, что ее участники были родом с далёкого и чуждого нам американского западного побережья, а в рамках своего творчества и вовсе прикидывались выходцами с юга, Creedence Clearwater Revival удалось стать поистине народной советской группой. Едва ли можно было найти двор, в котором на гитаре не игралась бы "Have You Ever Seen The Rain?" или из окон домов не звучали другие песни коллектива. Кто-то начинал с них свое знакомство с рок-музыкой, кто-то обращался к "Криденсам" уже опытным меломаном. Но тех, кто не любил бы эту группу, по-моему просто не существовало.

В чем же кроется магия "Криденс"? Прежде всего в том, что её участники никогда не пытались казаться теми, кем они не являются. А оставались собой: простыми честными парнями, играющими такую же честную, позитивную и что самое главное - душевную музыку без всего лишнего. Что не могло не подкупать.

И пусть "Криденс" исполняли традиционные американские песни и активно высказывались о Вьетнаме - у нас они всегда были своими. Что называется, не по национальности, а по духу.

"Шокинг Блю"

-5

"Шизгара" - и этим все сказано. Кто не знает этот по-настоящему вездесущий хит Shocking Blue и хотя бы раз не пел его под гитару - с переделанным русским текстом или же на "тарабарском"? Именно эта песня, знакомая всем и каждому, сделала голландскую группу "Шокинг Блю" в СССР народной. Однако "Шокинг Блю" - группа отнюдь не одного хита, и многие поклонники рока назовут с десяток других замечательных композиций коллектива.

Как же "Шокинг Блю" удалось завоевать сердца советских меломанов? Возможно, все дело в пленительном голосе Маришки Вереш, имевшей, кстати, русские корни. Возможно - в прекрасной музыке из не таких уж далёких, по сравнению с Англией и США, Нидерландов. А, скорей всего, во всём сразу.

"Смоки"

-6

И вновь парадокс. Во всем мире Smokie - малоприметная группа второго, если не третьего, дивизиона. В СССР - настоящие герои и музыканты первой величины уровня общепризнанных гигантов рока. Причём было бы ошибочно полагать, что наибольшей популярностью у нас на родине пользовались бездарности. Просто в связи с уже упомянутыми особенностями менталитета русскому человеку всегда были ближе группы особого типа: обаятельные музыканты-мелодисты, коими в полной мере и являлись Крис Норман и Ко.

Без ярких и цепляющих песен "Смоки" не обходилась ни одна советская дискотека, а некоторые композиции группы со временем начинали жить своей отдельной жизнью, становясь основой для народного творчества. Чего только стоит переделанная некими неизвестными юмористами знаменитая "Водки найду"!

"Дип Пёрплы"

-7

На ниве классического хард-рока Deep Purple всегда шла в СССР бок-о-бок с другой известной британской группой - Led Zeppelin. Но если Led Zeppelin при всей её бешеной популярности назвать именно народной группой было сложно (все-таки опиралась она на чёрный блюз и совсем не близкую нам мифологию), то в отношении Deep Purple этот термин куда более применим. Казалось, "Дип Пёрпл" в Советском Союзе являлась синонимом самого слова хард-рок, его эталоном.

Опять-таки довольно непросто объяснить подобную всеобъемлющую любовь к этой группе в нашей стране. Быть может, все дело в предельной честности, бескомпромиссности и напористости её музыки, которая буквально сносила голову? (Уж не говоря о том, что навсегда оставалась в сердце).

Так или иначе, вокруг данного коллектива в СССР сформировался целый культ, сопоставимый с культом "Битлз". Так что выражение "не Дип Пёрпл", произнесенное в адрес какой-либо группы, действительно звучало как приговор.

"Свиты"

-8

Когда группа Sweet только появилась, было не совсем понятно: чем эти попсовики, исполняющие легковесный бабблгам, могут быть интересны советскому слушателю, изголодавшемуся по року? Но вовремя переродившись, "Свиты" все же сумели покорить нашу страну. А их культовый альбом "Sweet Fanny Adams" произвёл в ней настоящий фурор, перевернув само представление о тяжелой музыке.

При этом во всем остальном мире успех Sweet относительно других групп был не столь громким, даже несмотря на то, что в начале 70-х они нередко попадали в чарты и повлияли на многие известные коллективы. У нас же любовь к "Свитам" не ослабевает до сих пор, так как группа уже давно заняла особое место в священном пантеоне каждого советского меломана.

"Назареты"

-9

В своём творчестве шотландцы Nazareth соединили все, что было по душе советскому слушателю: мелодизм и мощь хард-рока. Поэтому просто не могли не стать в СССР своими. Во многом музыка "Назаретов" напоминала музыку "Дип Пёрпл" - не случайно первое время продюсером группы выступал Роджер Гловер, а на альбоме "Rampant" 1974 года отметился клавишными сам Джон Лорд.

Результат: аншлаговые выступления в СССР в 1990 и 1991 годах и масштабные туры по России и Украине на протяжении следующих десятилетий, которые охватывали не только столицы, но и небольшие провинциальные города, что говорит только об одном: любовь к "Назарет" в нашей стране является всепроникающей и повсеместной.

"Слэйды"

-10

Ну и закончить подборку хотелось бы чем-то по-настоящему ударным. "Слэйд"... Как много значит это слово для всех тех, кто начинал слушать рок-музыку в далёких 70-х годах. Поэтому стоит что-либо объяснять?

"Слэйд" - это мощь. "Слэйд" - это чистый рок-н-ролл. "Слэйд" - это народные герои, знакомые многим ещё со школьной скамьи и открывшие тогда еще молодым советским ребятам дверь в замечательный мир рока. В голосе Нодди Холдера и общем посыле музыки группы действительно есть что-то объединяющее, праздничное, торжественное, что не могло не сплачивать - хотя бы вокруг самих Slade!

Естественно, перечисленными коллективами все не ограничивается. Поэтому пишите, каких других западных исполнителей можно вполне считать заслуженными артистами РСФСР.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также: