Злобные и уродливые обитатели толкиеновского Мордора – орки – стали сегодня притчей во языцех и считаются полноценным воплощением зла на земле. Как и сами эти существа, так и их обиталище уже довольно прочно ассоциируются со страной-агрессором и ее жителями.
Кстати, чтобы вы знали, произошло это далеко не вчера и даже не в этом году, а еще в далеком 2014. Кто припоминает, именно тогда впервые территорию данной страны разработчики интернет-карт стали обозначать названием «Мордор». Ну и слово «орки» в смысле жителей этой страны тоже вошло в язык именно тогда.
Но в действительности ли эта территория и ее жители в книге «Властелин колец» Джона Толкиена являются исключительным воплощением зла? Неужели именно это нам хотел сказать автор? Вовсе нет, и для тех, кто хорошо прочитал книгу, это очевидно.
Во-первых, и Мордор, и орки вовсе не являются естественными образованиями. Это никакая не историческая местность, издревле населенная злобными существами, а полностью искусственный конструкт. Изначально Мордор был разрушенной силой темного властелина Моргота территорией Средиземья, на которой постоянно извергались вулканы и мало что росло. Жить там особо никто не хотел, и уж тем более никто не хотел или не мог привести эту пустующую местность в порядок.
Поэтому преемник Моргота, Саурон, собственно, и использовал эту территорию для консолидации своих злобных сил. Никто ему в этом особенно не мешал, ну разве что гондорцы крепость построили, чтобы обозначить хоть как-то границу и контролировать действия врага.
Впоследствии Саурон стал использовать эти укрепления, как собственную защиту, чтобы никто не следил за его действиями и не мешал ему создавать армию зла. Причем, что интересно, держался Мордор не столько с помощью этих укреплений, сколько силой темной магии, большая часть которой была пущена на создание кольца Всевластья. Именно поэтому, как вы помните, когда Фродо и Сэм не без помощи Горлума кольцо уничтожили, Мордору немедленно пришел конец.
Орки же, в свою очередь, вовсе не какая-то особая раса, типа эльфов, хоббитов или гномов. Это искусственно созданные Морготом существа, для формирования тел которых использовались хищные животные и даже останки самих эльфов, уничтоженных темным властелином. Согласитесь, если существует нечто, кем-то специально созданное, то существует и некто, кто это все создал. И вот именно этот некто, собственно, и является злом, а все, им созданное – лишь его орудие, средство для достижения злобной цели.
Во-вторых, именно орки (а не более совершенные существа – урук-хаи, созданные Сауроном значительно позже) в романе Джона Толкиена «Властелин колец» описаны как создания, лишенные какой-либо самостоятельной воли.
Это довольно глупые, совершенно недальновидные и непредусмотрительные существа, лишенные способности к мало-мальски глубокому анализу. Они подчиняются приказам более сильного и заботятся об удовлетворении своих насущных потребностей, но они не в состоянии, например, разработать план нападения и проконтролировать его реализацию.
Мало того, они довольно импульсивны и легко отвлекаются на сиюминутную добычу, делая себя легкой мишенью для сил добра. При этом все орки очень похожи друг на друга по характеру и стилю общения, они абсолютно лишены индивидуальности, каких-то личностных особенностей, присущих существам из мира добрых сил.
Зависимые, недалекие, мелочно жадные, орки во вселенной Толкиена вовсе не являются воплощением зла, а лишь его покорным, но при этом довольно плохеньким инструментом. Настоящее зло в романе – это, конечно же, сам Саурон. А орки, в конечном итоге, оказываются настолько негодным орудием, что подводят своего властелина, волей-неволей сослужив службу добру.