Найти тему

Татьяна Быковская: «Он был человеком без двойного дна»

В ноябре в Ростове-на-Дону вышла книга о враче-урологе Ростовской БСМП Юрии Соколовском «Хирург с душой поэта».

В ноябре в Ростове-на-Дону вышла книга о враче-урологе Ростовской БСМП Юрии Соколовском «Хирург с душой поэта». В ней  собраны не только воспоминания родных и друзей о докторе Соколовском, но и стихи, поэмы и эпиграммы талантливого врача.

Создатель книги — его дочь Татьяна Быковская, заведующая кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья РостГМУ,  на протяжении 16 лет возглавлявшая здравоохранение Дона, рассказала нам о том, чему научилась у отца, каким был доктор Соколовский дома и на работе, легко ли расти в медицинской семье и почему решила выпустить памятное издание.

В ноябре в Ростове-на-Дону вышла книга о враче-урологе Ростовской БСМП Юрии Соколовском «Хирург с душой поэта».-2

Татьяна Юрьевна, когда возникла идея создания книги о Юрии Михайловиче?

Наверное, к этому меня подтолкнул Игорь Олегович Пакус, которого уже, к сожалению, нет с нами, подаривший мне свою книгу «Нескучные записки врача». Листая ее, я вспомнила, что у меня хранится множество исписанных папиной рукой листков, старых, пожелтевших, отпечатанных еще на печатной машинке страниц с его воспоминаниями, эпиграммами, стихами. И мне очень захотелось издать все это. Чуть позже, когда я сама работала над созданием книги о заммэра Ростова Валентине Витальевне Леденевой и первом министре здравоохранения Ростовской области Тамаре Алексеевне Кондратенко, я поняла, что книга будет полной, когда рядом с творчеством папы появятся воспоминания родных, друзей, тех, кто его знал, любил и понимал, и тех, кого любил он. В первую очередь позвонила профессору Михаилу Иосифовичу Когану, ведь они были очень дружны с папой, потом Елене Павловне Затонской, которую он называл «моя подружайка», Тамаре Алексеевне Кондратенко и попросила их помочь в создании книги. Все они с удовольствием согласились. Конечно, можно было бы собрать гораздо больше воспоминаний и пригласить к участию большее число людей, знавших и уважавших папу. Но я сразу решила ограничиться лишь самыми близкими.

Даже сама не думала, что получится настолько хорошо. Работая над книгой, я рассчитывала, что это будет некое семейное издание, но когда она вышла и ее увидели мои друзья и знакомые, я с приятным удивлением обнаружила, что она никого не оставляет равнодушным. И у меня появилось какое-то внутреннее удовлетворение от того, что я сделала именно то, что хотела.

Хирургов трудно назвать романтиками, многие считают, что профессия накладывает на них некий отпечаток циничности. Как Юрию Михайловичу удавалось совмещать дар поэта и профессионализм хирурга?

Я бы не сказала, что хирурги циничные. Они, может быть, лишь внешне такие или такими кажутся. Наоборот, именно они больше других людей умеют ценить жизнь и пользоваться каждой минутой, получать от нее удовольствие. А посмотрите на статистику смертности хирургов, выше смертность только у летчиков. Наверное, потому что эти врачи все, что видят в работе, пропускают через себя. Будь большинство из них циниками, вряд ли они так быстро умирали. Как правило, они все живут в совершенно бешеном ритме, спеша прийти на помощь людям.

Я вспоминаю, как 10-летней девчонкой приходила к отцу на работу, мы жили тогда в поселке Донском под Новочеркасском, и когда кто-то спрашивал, как найти доктора Соколовского, ему отвечали: «Да там, на втором этаже, такой маленький, черненький. Бегает». Именно так — бегает. Я не помню, чтобы он спокойно ходил, всегда — бегом. Успеть, все что наметил, прийти на помощь к тем, кому она нужна. При этом он успевал радоваться жизни, ценить ее и любить. Надо сказать, что его друзья, которые тоже были хирургами, такие же. Наверное, потому что они каждый день, стоя у операционного стола, ощущали, как хрупка человеческая жизнь и как легко она может оборваться.

Именно этот тяжелый негатив, человеческую боль, с которой папа постоянно сталкивался, он пытался пережить в поэзии, выражая в стихах всю красоту души, свое внутреннее добро.

Причем, писал папа моментально. Когда у него было соответствующее настроение, например, можно было назвать лишь пару черт характера человека, как тут же появлялась эпиграмма. К моему окончанию школы у него были эпиграммы на всех моих учителей и одноклассников. В то же время он был очень разноплановым, как в жизни, так и в стихах, и вместе с шуточными стихами о близких и друзьях писал и романтичные стихи, посвященные маме, и очень серьезные произведения, например о Великой Отечественной войне. В школьные годы мы в 10-м классе даже готовили литературно-музыкальную композицию по одному из произведений отца.

В ноябре в Ростове-на-Дону вышла книга о враче-урологе Ростовской БСМП Юрии Соколовском «Хирург с душой поэта».-3

А каким был дома доктор Соколовский?

Он был везде одинаковым: и дома, и на работе он везде был душой. В больнице все коллеги к нему тянулись, с удовольствием общались, возле него хотели эмоционально погреться, и дома оставался таким же. Он был человеком без второго дна. Если ему человек нравился, мог отдать ему последнюю рубашку и вообще все, что у него было, но уж если кто пришелся не по душе, то с этим ничего нельзя было поделать.

Мама была всегда для него свет в окне. Для отца не было ситуаций, в которых она была бы не права. Самое большое недовольство папы, когда мама поступала не совсем так, как хотелось бы ему, выражалось так: он поворачивался ко мне и говорил, шутливо вздыхая: «Представляешь, если бы это сделал я!» И также трепетно и нежно он относился ко мне и брату.

Отец повлиял на ваш выбор профессии?

На это, наверное, повлияли гены. На самом деле я буквально до последнего не собиралась в медицинский. У нас дома всегда говорили только о том, что происходит в больнице, родители, оба медики, начинали и заканчивали день разговорами о своей работе. Я иногда возмущалась и говорила: «Может, вы хотя бы спросите, как дела у меня в школе, о вашей работе я и так все уже знаю!» И мне тогда совсем не хотелось вот также по вечерам дома обсуждать только медицину. Но к окончанию школы я вдруг поняла, что хочу быть врачом. Конечно, я видела себя хирургом, мечтала поступить на лечебный факультет. Но тут сыграл свою роль папа. Разговаривая со мной, он спокойно объяснял мне, что для того, чтобы быть хорошим оперирующим доктором, профессионалом, нужно посвятить себя полностью лишь работе и может не остаться времени на семью. И если для мужчины это допустимо, то для женщины — очень сложно. «Организаторские способности у тебя хорошие — иди на сангиг, будешь организатором здравоохранения», — сказал мне он. Так и получилось.

Юрий Михайлович рано ушел. Но все же, вы наверняка успели чему-то научиться у него?

Честности в человеческих отношениях. И конечно, относиться к любому человеку так, как я хотела бы, чтобы относились ко мне. Независимо от того, кто он, какой у него статус и положение в обществе. И конечно понимать, что сначала — дело, а потом все остальное.

Я всегда спрашивала у папы: «Почему многие доктора часто рассказывают родственникам пациента о том, что ситуация сложная, больной тяжелый и прогноз неблагоприятный, а ты никогда не говоришь такого близким?» Он, действительно, встречаясь с родственниками пациента, обязательно говорил, что все будет хорошо. На что папа отвечал: «Задача врача — успокоить и пациента, и родных и лечить, в том числе и словом».

Он уходил на работу в 6.30. Притом, что идти до больницы 10 минут. Отец говорил: «У меня час времени — с 7 до 8 утра, чтобы зайти к каждому пациенту и спросить, как он себя чувствует. Потом у меня начнутся планерки, операции, заполнение истории болезни, а для людей важно внимание врача, понимание, что они ему не безразличны».

И еще, чему научил меня папа — осознанию того, что нельзя привыкнуть к человеческой боли. Если врач перестает ее чувствовать, если руководитель медицинской организации отстраняется от этого, значит, надо менять профессию, место работы.

В любой семье память о предках передается из поколения в поколение. Что расскажете своим внукам об их прадеде?

Все то же самое, что рассказала вам. Я хотела бы, чтобы мои отношения с внуками в будущем были похожи на мои отношения с папой. Я никогда не боялась его. Я знала, что в любой ситуации могу прийти и рассказать ему все как есть. Единственное, чего я боялась, это совершить какой-то поступок, который его бы его расстроил. Я часто вспоминаю слова Виктора Ивановича Пахарина, возглавлявшего облздравотдел Ростовской области в 80-е годы, который сказал мне как-то: «Доверие к вам обязывает больше, чем недоверие». И, наверное, этому тоже меня научил папа. Его безграничное доверие всегда берегло меня от каких-то неправильных шагов. Я понимала, что ему это будет неприятно. Также я старалась воспитывать и свою дочь, и внукам обязательно буду говорить о том, что самое главное в семье, во взаимоотношениях — это доверие и внутреннее желание не обидеть ближнего.

У вас есть любимое папино стихотворение?

Их много. Но есть одно, особенно проникновенное, посвященное медикам — участникам Великой Отечественной войны. Там есть такие строки:

Свистели пули где-то в отдалении,

Снаряды пролетали стороной,

А в операционном отделении

Сестра и врач вели неравный бой.

Бой с сумрачной, костлявой, неподатливой

(Так смерть у нас привыкли величать).

И знаем мы — готовы вы до капли

За жизнь солдата жизнь свою отдать.

Автор: Елена Бакеева.