Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Медлительный школьник: всё знает, но самостоятельные на двойку. Как я учу таких учеников, и нужно ли их подгонять

Оглавление

Обидно, когда всё знаешь, понимаешь тему, а проверочные работы просто не успеваешь доделать до конца, не хватает на это времени, и в итоге плохие оценки ставят. Медлительный ребенок в школе - и всем тяжело от этого: и учителю, и одноклассникам, и родителям, и самому ребенку. Весь класс уже написал упражнение, а он только-только достал ручку из пенала. Весь класс уже переоделся на физкультуру, а его приходится ждать и ждать. У многих нервы сдают:

- Шевелись!

- Что, не можешь быстрее?

- Копуша.

- Живо!

- Как же долго. Ужас!

- Черепаха и то быстрее.

Медлительные дети не умственно отсталые. Соображают они хорошо и даже могут учиться на отлично, если бы им дали больше времени на обдумывание и работу.

Кратко о причинах медлительности

  • Особенности темперамента
  • Стресс
  • Неблагополучная обстановка в семье
  • Изменения в структуре головного мозга
  • Возрастная особенность. В определенном возрасте ребенок может быть медлительным, но по мере взросления это может пройти.
Важно: если вас беспокоит медлительность вашего ребенка, и это мешает полноценной жизни семьи, обратитесь к психологу и невропатологу. В этой статье никаких диагнозов я вам не поставлю, а лишь опишу свой опыт работы с таким детьми с точки зрения простого учителя.

Как я учу медлительных детей

Были в моём классе две такие девочки. Умные, прилежные, но тормозили работу всего класса, когда отвечали у доски или с места. Проверочные работы не дописаны были постоянно, и вечные просьбы: "Можно я допишу на перемене или после уроков? Пожалуйста, не ставьте мне двойку!".

Фото автора
Фото автора

Родители ко мне подошли и рассказали об особенностях своих детей. Это очень важный совет - поставить учителя в курс дела. Хороший учитель пойдёт навстречу и не будет "валить" медлительных детей.

Хотя я уже и сама увидела медлительность своих учениц, но к рассказу родителей прислушалась. (Кстати, класс этот был не моим, я взяла его с третьего класса).

Я стала учитывать особенности девочек при устных ответах. А если надо было что-то сделать всему классу быстро (например, переодеться на физкультуру), то просила медлительных детей это делать заранее.

В письменных работах у них был сокращенный вариант, чтобы точно успеть всё сделать до конца урока. Всем раздавались самостоятельные на листочках. Некоторые варианты были индивидуальными: кому-то заданий меньше (не проще, не легче, а именно меньше, но насыщеннее и самые важные), кому-то заданий, наоборот, больше (об этом тоже просили родители гиперактивных детей, которые контрольные делают за 10 минут, а оставшееся время скучают и активничают). Кому-то задания усложненные - это для отличников. Короче говоря, принцип индивидуального подхода в обучении.

Индивидуальный подход отлично показал себя в отношении медлительных детей. Самостоятельные у моих девочек писались на отлично, при этом программу они освоили тоже на отлично. Обе стали хорошистами, а одна имела только одну четверку в четверти при остальных пятёрках.

Но огромный минус такого подхода для учителя - работа и жизнь школой 24 часа в сутки. Если к каждому ученику применять индивидуальный подход, то о себе учитель должен забыть полностью. Не может такой подход существовать в современных условиях - это будет какая-то утопия.

Я применяла его в своё время с медлительными детьми, так как была ещё молода, хотелось показать себя лучшей в мире учительницей, у меня было немного детей в классе, я хотела искренне помочь каждому ребенку, и у меня не было на тот момент своей семьи, которая съедает огромное количество времени и сил.

Но поговорить о медлительности ребенка с вашим учителем всё же рекомендую. В начальной школе учитель будет это учитывать. В средней и старшей - уже сложнее.

Ещё один метод, который я успешно применяю с медлительными детьми, но уже будучи репетитором, - обучение наперёд. То есть дома мы прорабатываем пару уроков "на будущее". У ребенка это снимает стресс и мысли: "я снова ничего не успею и не пойму, что говорит учитель". Это даёт ему возможность быстрее включиться в образовательный процесс в школе.

Прошлый материал регулярно прорабатываю, а темы нынешних уроков разбираю детальнее, чем в школе, иногда разжевываю. Для медлительных детей это важно.

Ещё несколько советов как помочь медлительным школьникам

1. Не заставлять делать больше. Многие думают, чтобы быстрее писать, нужно больше писать, а чтобы быстрее читать, нужно больше читать книг, чтобы быстрее решать примеры, нужно больше тренироваться в счёте по дороге, на улице, в магазине, перед сном, за обедом и т.д. Для медлительных детей этот метод не подходит, а вызывает отторжение к учёбе. Они хотят учиться в своём темпе.

2. Не злиться, не кричать, не срываться, не ругать за медлительность. Ребенок не виноват в своей психологической особенности. Нужно просто принять её и помочь малышу принять это.

3. Хвалить за то, что он делает хорошо, а не акцентировать внимание на его медлительности.

4. Распорядок дня и режим. Составить список дел за день с указанием времени, повесить на видное место. Следовать этому распорядку, чтобы ребенок научился чувствовать время, чтобы он видел, что на уроки отводится время с 14.00 до 17.00 и не больше.

5. Спорт. Спортивная секция будет дисциплинировать, воспитывать силу воли, научит ценить время, распределит энергию, повысит реакцию.

6. Игры на быстроту реакции.

Например, "Тик-так бум", где надо составить слова, пока в руках тикает игрушечная бомбочка. Я эту игру применяю и на повторение таблицы умножения. Любой медлительный ребенок вдруг становится быстрым, так как не хочет, чтобы бомбочка "взорвалась" у него в руках.

Ещё одна старая-добрая игра на скорость реакции "Съедобное-несъедобное". Просто кидайте друг другу мячик и называйте разные слова. Несъедобные предметы не ловим, съедобные ловим.

7. Не подгонять. Этот пункт вытекает как вывод из всего вышеописанного.

Надеюсь, мои советы и мой опыт поможет родителям и педагогам в работе с медлительными детьми.

Если было полезно, ставьте "нравится".