Найти тему
Юрий Белов

Изобретатель в России

Человек рукастый по современному изобретатель, фото из свободного доступа Яндекса.
Человек рукастый по современному изобретатель, фото из свободного доступа Яндекса.

Одно из воспоминаний детства, а оно проходило в шестидесятые годы, это рассказы воспитателей в детском саду, учителей в начальных классах школы, воспитателей пионерском лагере, учителей в начальных классах об изобретателях России. Дескать они были великие русские изобретатели, патриоты России, изобрели для России множество очень нужных и полезных вещей, но царской России их изобретения были не нужны, и многие умерли в нищете и всеми забытые. Вот такое не очень радостное детское воспоминание. В этих рассказах упоминались русские изобретатели Ползунов И.И., Кулибин И.П., отец и сын Черепановы, Попов А.С. Позднее, уже самостоятельно узнал о изобретателях Лодыгине А.Н., Яблочкове П.Н., Котельникове Г.Е. В последние годы появилась информация о Сикорском И.И., Понятове А.М., Зворыкине В.К., Сарнове Д.А. Поставил себе задачу, во-первых, проверить, как сегодня освещается их деятельность и правы ли были рассказчики в моём детстве. Славно, что есть интернет и заинтересовавшие легко могут найти в Википедии более полную информацию о рассказанных мною вкратце изобретателях. Во-вторых, вспомнить собственный опыт в деле изобретательства и получения патентов в СССР и России.

Теплотехник, изобретатель Ползунов И.И. (1728-1766), фото из свободного доступа Яндекса.
Теплотехник, изобретатель Ползунов И.И. (1728-1766), фото из свободного доступа Яндекса.

Теплотехник, изобретатель Ползунов И.И. (1728-1766), создатель первой в России паросиловой установки. Его первая в России паровая машина была также первым в мире двухцилиндровым паровым двигателем, впервые в истории не требующим вспомогательного гидравлического привода, способным работать без проточной воды и водяного колеса. Ползунов И.И. родился в Екатеринбурге, Российская империя в семье солдата государственных работ Ползунова И.И. Будущий изобретатель паровой машины обучался арифметике и словесности в Горнозаводской школе при Екатеринбургском металлургическом заводе, после чего был определён учеником к главному механику уральских заводов Бахареву Н. У него Иван прошёл полный цикл ученических работ: механику, расчёты, чертежи, знакомство с работой заводских машин. То есть «университетов» не заканчивал. С 1747 года Ползунова И.И. переехал в Барнаул, получил должность смотрителя и учётчика плавильных печах на Барнаульском медеплавильном заводе. Проект парового двигателя мощностью 1,8 лошадиных сил Ползунова И.И. разработал 1763 году, в 1764 году приступил к созданию действующей машины, в 1765 году закончил постройку паровой машины. Проект был послан Екатерине II, и она наградила изобретателя 400 рублей и повысила в чине. У Ползунова И.И. за год до пуска машины, скоротечно развилась чахотка. 27 мая 1766 года в возрасте 38 лет он скончался, за неделю до пробного пуска паровой машины. Паровая машина была испытана учениками изобретателя Ползунова И.И., окупила себя и даже принесла прибыль. Однако, из-за поломки после трёх месяцев работы была разобрана и заменена на обычный гидравлический привод. Могила Ползунова И.И. была утрачена в советское время.

Действующая модель паровой машины Ползунова И.И.,                                                                                            хранится в Алтайском государственном краеведческом музее в Барнауле, фото из свободного доступа Яндекса.
Действующая модель паровой машины Ползунова И.И., хранится в Алтайском государственном краеведческом музее в Барнауле, фото из свободного доступа Яндекса.

Именем Ползунова И.А. названы улицы Астрахани, Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Иркутске, Йошкар-Оле, Барнауле, Рубцовске, Змеиногорске, Новосибирске, Томске, Туле, Вязьме, Воронеже, Чите (Россия), Киеве, Харькове, Полтаве (Украина), Усть-Каменогорске (Казахстан). Имя Ползунова И.И. носит Алтайский государственный технический университет, напротив главного корпуса которого установлен памятник изобретателю. 6 июня 2011 года в Великом Новгороде открыт памятник, на постаменте надпись- «Ползунов Иван Иванович-изобретатель первой русской паровой машины в России и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя».

Механик, изобретатель Кулибин И.П. (1735-1818), фото из свободного доступа Яндекса.
Механик, изобретатель Кулибин И.П. (1735-1818), фото из свободного доступа Яндекса.

Выдающейся русский механик, изобретатель Кулибин И.П. (1735-1818), прозванный «нижегородским Архимедом", член Императорской академии наук. Кулибин И.П. родился село Подновье Нижегородского уезда Российская империя, в семье мелкого мучного торговца. Читать и писать его научил дьячок местной церкви. В юношеском возрасте обучался слесарному, токарному и часовому делу. В 1758 году открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Слава о чудесном мастере разнеслась по всему городу, после того как он починил часы самого губернатора. В 1767 году Кулибин И.П. был представлен императрице Екатерине II, совершавшей поездку по волжским городам. Мастер продемонстрировал свои изобретения и рассказал о часах, которые он хочет изготовить в её честь. Через два года он представил императрице не только удивительные часы размером с гусиное яйцо, но и телескоп и микроскоп. Подарки мастера произвели на Екатерину II огромное впечатление. Императрица предложила Кулибину И.П. возглавить механические мастерские Академии наук, и он принял предложение. Это был самый яркий этап в жизни изобретателя. Кулибин И.П. изобрёл и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них – фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал и давал сильный направленный поток света, давал сильный и направленный поток света, усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов, лифт с винтовым механизмом, разработал конструкцию «механических ног»- протезов, создавал проекты мостов. К 1772 году Кулибин И.П. разработал проект 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решетчатыми фермами. В 1776 году собрал уменьшенную модель моста, выполненную в 1/10 проектного размера, и провёл испытания этой модели. Кулибин И.П. впервые в истории мостостроения показал возможность моделирования мостовых конструкций. В 1777 году состоялась защита проекта моста в Академии наук, она была признана «блестящей». В 1978 году Екатерина II вручила Кулибину И.П. за эту разработку золотую медаль «Механику Академии наук». Однако … Проект не был реализован! Самой большой страстью изобретателя были проекты разнообразных часов. Он создавал от часов в перстне до гигантских башенных часов. Он оставил в наследство потомкам огромное количество изобретений, полезных в разных сферах жизни. Поражает обилие оставленных им чертежей, около 2000 штук-от чертежей физико-химических приборов до проектов мостов, судов и зданий. Но… Большинство изобретений и проектов Кулибина И.П. при его жизни реализовано не было и последние десять лет своей жизни Кулибин И.П. провёл в большой нужде, и в день смерти в доме не было ни копейки.

Проект 298-метрового одноарочного моста через Неву Кулибина И.П., фото из свободного доступа Яндекса.
Проект 298-метрового одноарочного моста через Неву Кулибина И.П., фото из свободного доступа Яндекса.

Фамилия Кулибин стала нарицательной-так называют талантливых и умелых мастеров. Именем Кулибин И.П. названы улицы во многих городах России, имя Кулибина И.П. присвоено малой планете 5809.

Инженеры, изобретатели Черепанов Е.А. и Черепанов М.Е., фото из свободного доступа Яндекса.
Инженеры, изобретатели Черепанов Е.А. и Черепанов М.Е., фото из свободного доступа Яндекса.

Изобретатели отец и сын Черепановы, Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849), крепостные рабочие приписанные к Выйскому заводу (сейчас Нижний Тагил Свердловской области) династии владельцев уральских заводов Демидовых. В памяти народной останутся как первые в России построившие паровоз (1833-1834) и железную дорогу (1834 г.). За строительство паровых машин, а было построено более 20 паровых машин, Ефим Черепанов получил вольную в 1833 году, а Мирон Черепанов за строительство железной дороги получил вольную в 1836 году. Несмотря на выполнение технической части проекта, паровозы Черепановых не нашли поддержки за пределами завода, и даже на нём впоследствии были заменены конной тягой. Судьба железной дороги была аналогичной-гужевой транспорт и здесь одержал в то время победу.

Модель первого в России паровоза Е. А. и М. Е. Черепановых, фото из свободного доступа Яндекса.
Модель первого в России паровоза Е. А. и М. Е. Черепановых, фото из свободного доступа Яндекса.

Имя Черепановых с 1959 года носит Нижнетагильский горно-металлургический колледж, в Нижнем Тагиле в 1956 году открыт памятник Черепановым, на постаменте текст «Талантливым русским машиностроителям, конструкторам первого русского паровоза в России 1833-1834».

Электротехник, изобретатель Лодыгин А.Н. (1847-1894), фото из свободного доступа Яндекса.
Электротехник, изобретатель Лодыгин А.Н. (1847-1894), фото из свободного доступа Яндекса.

Электротехник, изобретатель Лодыгин А.Н. (1847-1894), один из изобретателей лампы накаливания 23 июля 1874 года по новому стилю. Родился село Стеньшино, Тамбовской губернии, Российской империи в семье небогатых дворян. По семейной традиции должен был стать военным. Окончил Воронежский кадетский корпус, с 1886 по 1868 годы учился в Московском юнкерском пехотном училище. 1870 году Лодыгин А.Н. вышел в отставку и переехал в Санкт-Петербург. С 1870 года начинает первые опыты с лампами накаливания. В 1887 году Лодыгин А.Н. подал заявку на изобретение лампы накаливания, а 1874 году получил патент на своё изобретение. Для продвижения изобретения была создана компания «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и Кº». Дела у компании пошли не самым лучшим образом. Финансовой поддержки Лодыгин А.Н. не получил, компания вскоре обанкротилась. Не видя перспектив в России, Лодыгин А.Н. эмигрировал во Францию, а затем в США. Для него это стало плодотворным временем: он участвовал во Всемирной выставке в Париже, создавал новые лампы накаливания, изобретал электропечи, строил заводы и метрополитен в США получил патент на электрические лампы с нитями из тугоплавких металлов. Но в дальнейшем продал это изобретение, лампу накаливания, в 1906 году компании «Дженерал электрик». В 1907 году вернулся в Россию, привёз целую серию изобретений в чертежах и набросках: способы приготовления сплавов, электропечи, электроаппараты для сварки и резки. 19 октября 1909 года Лодыгин А.Н. получил патент на индукционную печь. Преподавал в Электротехническом университете (сейчас Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина), работал в строительном управлении Петербургской железной дороги. После Февральской революции 1917 года Лодыгин А.Н. не сработался с новой властью. Материальные трудности заставили семью Лодыгиных уехать В США. Приглашение вернутся в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО Лодыгин А.Н. не принял. Скончался Лодыгин А.Н. в возрасте 77 лет в Бруклине США.

Электрическая лампа накаливания Лодыгин А.Н., фото из свободного доступа Яндекса.
Электрическая лампа накаливания Лодыгин А.Н., фото из свободного доступа Яндекса.

Имя Лодыгина А.Н. носят улицы в городах Екатеринбурге, Йошкар-Оле, Саранске, Киеве, Перми, Волгограде, переулок в Санкт-Петербурге.

Электротехник, изобретатель Яблочков П.Н. (1847-1894), фото из свободного доступа Яндекса.
Электротехник, изобретатель Яблочков П.Н. (1847-1894), фото из свободного доступа Яндекса.

Электротехник, изобретатель Яблочков П.Н. (1847-1894), прославился разработкой дуговой лампой, вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова». Родился Яблочков П.Н. в деревне Яблочково Саратовской губернии, Российской империи. Учился в Саратовской мужской гимназии, закончил Николаевское инженерное училище, военная служба в Техническом гальваническом заведении в Кронштадте, которая готовила военных специалистов в области электротехники. Когда истёк срок службы уволился в запас и в 1972 году устроился на Московско-Курскую железную дорогу начальником службы телеграфа. Яблочков П.Н. являлся членом кружка электриков-изобретателей при Московском политехническом музее. Здесь он узнал об опытах А.Н. Лодыгина по освещению улиц и помещений электрическими лампами накаливания, после чего решил заняться усовершенствованием существующих тогда дуговых ламп. В 1874 году Яблочков П.Н. уходит со службы на телеграфе и открывает в Москве Мастерскую физических приборов. В мастерской он вёл работы по усовершенствованию дуговых ламп, а также усовершенствовал аккумулятор и динамо-машину, создал электромагнит оригинальной конструкции. Финансовые дела мастерской быстро расстроились и Яблочков П.Н. оказался в 1875 года Париже. Яблочкову П.Н. удалось завершить разработку конструкции электрической свечи Яблочков П.Н. и 23 марта 1876 года получил на неё французский патент за № 112024. Это событие было звёздным часом изобретателя Яблочкова П.Н. Свеча Яблочкова П.Н. оказалась проще, удобнее, надёжнее и дешевле в эксплуатации, чем угольная лампа Лодыгина А.Н. Успех «свечи

Яблочкова» превзошёл все ожидания. Компании по эксплуатации свечи были основаны во многих странах мира. Сам изобретатель, уступив право на пользование своего изобретения владельцам французской компании «Генеральной компании электричества с патентами Яблочкова», продолжал трудиться над дальнейшим усовершенствования системы освещения, получая более чем скромный доход от огромных прибылей компании. Вся деятельность Яблочкова П.Н. в Париже проходила в промежутках между поездками в Россию. В конце 1982 года изобретатель окончательно возвращается на родину. Он привозит в Россию все свои заграничные патенты, заплатив за них выкуп в миллион рублей, всё своё состояние. Петербург его встретил холодно, он сильно заболел, уезжает в Саратов, где работал над чертежами освещения города Саратова. Скончался Яблочков П.Н. 21 марта 1894 года.

«Электрическая свеча» Яблочкова П.Н., фото из свободного доступа Яндекса.
«Электрическая свеча» Яблочкова П.Н., фото из свободного доступа Яндекса.

Имя Яблочкова П.Н. носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Саратове, Пензе, Ртищево, Сердобске, Балашове, Перми, Владимире, Рязани, Йошкар-Оле, Киеве.

Физик, электротехник, изобретатель Попов А.С. (1859-1905), фото из свободного доступа Яндекса.
Физик, электротехник, изобретатель Попов А.С. (1859-1905), фото из свободного доступа Яндекса.

Физик, электротехник, изобретатель Попов А.С. (1859-1905), прославился как один из изобретателей радио. Родился в семье священника, в поселении при Богословском заводе Турьинские рудники Верхотурского уезда Пермской губернии Российской империи. В 1873 году окончил духовное училище, поступил в Пермскую духовную академию, после окончания с отличием в 1877 году был зачислен без экзаменов на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1980 году был принят на работу электромонтёром в товарищество «Электротехник», занимавшееся освещением на улицах и в общественных местах. В 1982 году защитил диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока». Попов А.С. первый в мире продемонстрировал практичный радиоприёмник 7 мая 1895 года, в СССР с 1945 года 7 мая отмечался как День радио, первый в мире продемонстрировал опыт радиотелеграфии, послав 24 марта 1896 года радиограмму. Оба этих события произошли до патентной заявки итальянского радиотехника и физика Гульельмо Маркони (1874-1937), который получил патент на изобретение радио 2 июля 1897 года,
Маркони Г. лауреат Нобелевской премии по физике за 1909 год.
Попов А.С. скоропостижно скончался 31 декабря 1905 года. 3 января 1906 года «Петербургская газета» поместила некролог: «В последний день старого 1905 года Россия лишилась одного из своих выдающихся людей. Умер А.С. Попов, директор электротехнического института, умер сравнительно молодым, на 47-м году жизни, проведённой в неустанных научных трудах. Россия может гордиться им, как изобретателем беспроволочного телеграфа, хотя увы, и на нём исполнилась злополучная судьба русских изобретателей…».

 Модель первого радио Попова А.С., фото из свободного доступа Яндекса.
Модель первого радио Попова А.С., фото из свободного доступа Яндекса.

Именем А.С. Попова названы малая планета, кратер на обратной стороне Луны, музеи в Екатеринбурге, Омске, Краснотурьинске, Кронштадте, Санкт-Петербурге, учебные заведения, институты, предприятия, улицы, корабли, премии, медали, дипломы. Память увековечена в многочисленных монументах, памятниках, мемориальных досках.

Изобретатель авиационного ранцевого парашюта Котельников Г.Е. (1872-1944), фото из свободного доступа Яндекса.
Изобретатель авиационного ранцевого парашюта Котельников Г.Е. (1872-1944), фото из свободного доступа Яндекса.

Изобретатель авиационного ранцевого парашюта Котельников Г.Е. (1872-1944). Родился в Санкт-Петербурге, в семье преподавателя механики высшей математики. В 1883-1889 годах учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии. 24 сентября 1910 года Котельников Г.Е. присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания. Под впечатлением увиденной им гибели лётчика Мациевича Л.М., решил заняться разработкой парашюта как индивидуального средства спасения авиаторов. До изобретения ранцевого парашюта лётчики пытались применять длинные сложенные «зонты», закреплённые на аэроплане. Их конструкция была очень ненадёжна, и они сильно увеличивали вес самолёта. В декабре 1911 года Котельников Г.Е. попытался зарегистрировать своё изобретение-ранцевый парашют в России, которое назвал РК-1 (русский, Котельникова первый). Это был компактный матерчатый парашют, укладывающий в ранец, который крепился с помощью подвесной системы на спине лётчика, купол открывался при помощи вытяжного кольца. По неизвестным причинам Котельникова Г.Е. патента не получил. Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение он предпринял во Франции, получив патент 20 марта 1912 года за № 438 61. Изобретение Котельникова Г.Е. получило признание за рубежом и использовалось в производстве парашютов. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе Первой мировой войны. После Октябрьской революции Котельникова Г.Е. остался в Советской России. Он продолжал работать над совершенствованием ранцевого парашюта, появились новые модели- РК-3 с мягким ранцем, на который получил в 1924 году патент за № 1607. В том же 1924 году Котельникова Г.Е. изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 метров. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 килограмм, однако применения он не получил. В 1926 году Котельникова Г.Е. передал все свои изобретения Советскому правительству. В январе 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 216/91 от 22.01.1944 года «О награждении орденами и медалями работников Лёгкой промышленности» конструктор первого русского парашюта Котельникова Г.Е. был награждён орденом Красной Звезды.

Ранцевый парашют РК-1 Котельникова Г.Е., фото из свободного доступа Яндекса.
Ранцевый парашют РК-1 Котельникова Г.Е., фото из свободного доступа Яндекса.

Имя Котельникова Г.Е. носит аллея в Санкт-Петербурге, деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова Г.Е., 1 августа 1949 года была переименована в Котельниково, в 2012 году общественные организации ВДВ России в честь Котельникова Г.Е. изготовлена памятная медаль «100 лет Ранцевому Парашюту 1012-2012. Г.Е. Котельников».

Авиаконструктор, изобретатель Сикорский И.И. (1889-1972), фото из свободного доступа Яндекса.
Авиаконструктор, изобретатель Сикорский И.И. (1889-1972), фото из свободного доступа Яндекса.

Авиаконструктор, изобретатель Сикорский И.И. (1889-1972). Сикорский И.И. родился в Киеве, Российская империя в семье известного психиатра, профессора кафедры душевных и нервных болезней Киевского университета Сикорский И.А. Сикорский И.И. создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год). Эти самолёты были созданы на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге, где Сикорский И.И. работал главным конструктором с 1912 по 1917 год. С 1917 года работа завода практически прекратилась. Охваченная революционными волнениями, забастовками и митингами страна не могла создать условия для масштабного производства. После прихода к власти большевиков, Сикорский И.И. как преданному монархисту поступали угрозы, и он мог стать жертвой «красного террора». Он покинул Россию. Сначала Сикорский И.И. оправился во Францию, а затем перебрался в США. Значительная часть того, что он сделал, послужила пользе и славе США. Существующая там и по сию пору фирма Сикорского И.И. «Сикорский Авиэйшн Корпорейшн» является ведущим производителем вертолётов.

Четырёхмоторного самолёта «Илья Муромец» Сикорского И.И.  Фото: Public domain «Илья Муромец» в полёте. 1914 год
Четырёхмоторного самолёта «Илья Муромец» Сикорского И.И. Фото: Public domain «Илья Муромец» в полёте. 1914 год

Именем Сикорского И.И. названа площадь в Санкт-Петербурге, названа улица в Киеве, назван дальний бомбардировщик Ту-160. Имя Сикорского И.И. носит Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», который Игорь Иванович окончил в 1912 году, аэропорт в Киеве.

Электроинженер, изобретатель Понятов А.М. (1892-1980), фото из свободного доступа Яндекса.
Электроинженер, изобретатель Понятов А.М. (1892-1980), фото из свободного доступа Яндекса.

Электроинженер, изобретатель Понятов А.М. (1892-1980), родился в селе Русская Айша Казанского уезда Российской империи в семье крестьянина Матвея Понятова, который занялся лесоторговлей и стал купцом первой гильдии. Родился Понятов А.М. в России, село Русская Айша Казанского уезда. Окончил Первое реальное училище Казани, учился в Императорском Московском техническом училище (в настоящий время Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана), учился в Германии в Карлсруэ в Высшей технической школе. Накануне Первой мировой войны он успел закончить школу лётчиков, и некоторое время прослужил пилотом военного гидросамолёта. Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах А.М. Понятов служил в Белой армии, после поражения которой эмигрировал в Китай, где до 1927 года работал в электроэнергетической компании в Шанхае. После этого некоторое время прожил во Франции, после чего в конце 1927 года переехал в США. В 1932 году получил американское гражданство. В 1944 году учредил собственную фирму Ampex. Понятов А.М. внедрил ряд изобретений в области магнитной- и видеозаписи, телерадиовещания. Под его руководством созданная им компания Ampex в 1956 году выпустила первый коммерческий видеомагнитофон VR-1000, использующий для записи видеосигнала магнитную ленту. Вскоре в телеэфире вышли первые передачи в записи. Но все эти события произошли в США.

Я всего достиг, у меня замечательная фирма, признавался Понятов А.М. в конце жизни, но у меня нет детей, Возглавляемая им фирма долгое время являлась ведущим производителем видеомагнитофонной техники. «Я всего достиг, у меня замечательная фирма, -признавался Понятов А.М. в конце жизни, но у меня нет детей, продолжить моё дело некому. Всё бы передал своей стране, весь свой опыт! Но это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать. И я страдаю…»

Студийный видеомагнитофон Ampex VR-1000A Понятова А.М., фото из свободного доступа Яндекса.
Студийный видеомагнитофон Ampex VR-1000A Понятова А.М., фото из свободного доступа Яндекса.

Заслуги Понятова А.М. отмечены рядом наград в США. Имя Понятова А.М. в России мало известно. 9 апреля 2012 года в Музее истории Казанского университета прошли мероприятия, связанные с празднованием 120-летия со дня рождения Александра Матвеевича Понятова.

Инженер, изобретатель Зворыкин В.К. (1889-1982), фото из свободного доступа Яндекса.
Инженер, изобретатель Зворыкин В.К. (1889-1982), фото из свободного доступа Яндекса.

Инженер, изобретатель Зворыкин В.К. (1889-1982), один из создателей современного телевидения. В 1929 году Зворыкин В.К. разработал высоковакуумную приёмную трубку-кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки-иконоскопа. В июне 1933 года Зворыкин В.К. выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров, где ознакомил присутствующих с вновь созданной электронной телевизионной системой. В 1940-е годы он разбил световой луч на синий, красный и зелёный цвета и таким образом получил цветное телевидение.

Но все эти события произошли в США. А родился Зворыкин В.К. в городе Муром Владимирской губернии Российской империи в семье купца первой гильдии Зворыкина К.А., который торговал зерном, владел пароходной компанией на Оке и был председателем Муромского общественного банка. Окончил Муромское реальное училище, в 1906 году поступил в Санкт-Петербургский практический технологический институт и с отличием окончил его в 1912 году. В 1912-1914 годах продолжал образование в Париже в Коллеж де Франс. Во время Первой мировой войны в 1945 году служил в войсках связи в Гродно, затем в офицерской радиошколе в Петрограде. В Гражданскую войну Зворыкин В.К. занимался оборудованием радиостанций в Омске, столице белого движения в Сибири, работал с зарубежными поставщиками, ездил в зарубежные командировки. Осенью 1919 года, во время второй командировки Зворыкина В.К. в Нью-Йорк, правительство Колчака в Омске пало, то есть возвращаться было некуда и он остался В США. Работал в Американской компании «Вестингаус». В 1923 подал патентную заявку на телевидение, но патент получил только в 1938 году. В 1926 году Зворыкин В.К. получил степень доктора наук в Питтсбургском университете. Знаменательной была встреча и дальнейшая работа с Сарновым Д.А. (1891-1971), американский связист, бизнесмен, президент фирмы «Рэдио корпорейшн оф Америка», один из основателей радио- и телевидения в США. Сарнов Д.А. назначил Зворыкин В.К. руководителем лаборатории своей фирмы. Не могу ни сказать о Сарнове Д.А. ещё пару слов. Родился Сарнов Д.А. в Российской империи в городе Узляны Игуменского уезда Минской губернии. В 1900 году вместе с отцом переехал в США. С 1902 году был уличным продавцом газет. В 15-летнем возрасте получил работу посыльного, изучил азбуку Морзе и в 1906 году поступил на работу телеграфистом в «Маркони телеграф компани оф Америка. 14 апреля 1812 года принял радиограмму о крушении лайнера «Титаник» в Атлантике и трое суток поддерживал связь со спасателями, проводившим и поиск пассажиров с затонувшего корабля. В результате этого завоевал большую популярность, быстро продвигался по службе и вскоре стал инструктором, затем помощником главного инженера и коммерческим директором компании. Это о нём президент США Линдон Джонсон, знавший его многие годы, сказал в 1964 году: «Никто лучше не демонстрирует гениальность американской системы. Его рост от мальчишки- иммигранта до руководителя государственного масштаба — это исключительный и одновременно вдохновляющий рекорд».

Зворыкину В.К. принадлежат более 120 патентов на различные изобретения, он получил большое количество наград. Зворыкину В.К. посещал СССР. В результате заключенного с фирмой «Рэдио корпорейшн оф Америка» договора, СССР ввёл в действие в 1938 году первую передающую станцию электронного телевидения в Москве (телевизионный центр на улице Шаболовка в Москве, у подножия Шуховской башни). Также было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина В.К.

Иконоскоп Зворыкина В.К., фото из свободного доступа Яндекса.
Иконоскоп Зворыкина В.К., фото из свободного доступа Яндекса.

Именем Зворыкина В.К. названа улица в Сколково, улица в городе Гусев Калининградской области. В 2013 году открыт памятник Зворыкину В.К.в Москве на берегу Останкинского пруда и памятник в Муроме.

Однако, кажется всё. А теперь выводы.

Первое. Сложна и неоднозначна как жизнь изобретателя, так и судьба их изобретений.

Второе. Всякие категорические утверждения не являются истиной в последней инстанции.

Теперь, как и обещал о своём небольшом опыте в изобретательстве, работе по получению патента на свои изобретения и внедрения изобретений в производство в СССР и России. Речь пойдёт не о «вечном двигателе» и даже не о «графене» (советую почитать в Википедии о создателях графена: Гейме А.К., Новосёлове К.С., Кацнельсоне М.И., как раз в тему статьи), а всего лишь маленький личный опыт.

Первый опыт изобретательства состоялся в научно-исследовательском институте после окончания Московского энергетического института в 1980 году. Наш отдел участвовал в программе создания советского элегазового высоковольтного выключателя, который предназначен для оперативного включения и отключении отдельных цепей или электрооборудования в энергосистеме, использующий элегаз в качестве среды гашения электрической дуги. Отдел разрабатывала ёмкостной делитель напряжения по разрывам элегазового высоковольтного выключателя. Группой авторов получено авторское свидетельство на изобретение «Высоковольтный конденсатор» № 1083245 от 01.12.1983. Это было коллективное действие. Мой вклад – воплощение в конкретное изделие, испытания опытного образца. Получением авторского свидетельства занимались специально обученные товарищи, работающие в патентной группе института, внедрения в производство при мне не было и чем закончилась история создания советского элегазового высоковольтного выключателя автору не известна. На этом закончилась моя научная деятельность-погнался как говорили в Советском Союзе «за длинным рублём».

Следующая попытка была предпринята уже через 20 лет. К моей рабочей деятельности, да и к моей специальности она не имела никакого отношения. В начале 2000 годов я заинтересовался своей родословной. Из проделанной работы по составлению генеалогического древа своей фамилии появилось желание поделиться своими идеями. Всё делал сам в свободное от основной работы время: идея, изготовление образца, оформление заявки на полезную модель, оплата всевозможных пошлин, переписка с Российским агентством по патентам и товарным знакам. В 2002 году я получил патент на полезную модель № 34089 Настольная игра для всей семьи «Моя родословная». Игра состояла из игрового поля, на котором изображено многовековое дерево, табличек в виде квадратов и кружков (символическое изображение мужчины- квадрат, женщины-кружок) для внесения в них фамилии, имя, отчества с датами жизни, правил игры, следуя которым в процессе игры, играющие получают на игровом поле родословную своей семьи. Особенность в том, что для получения более полного отображения сведений о родословной семьи, предполагалось использовать наклейки с символическим изображением профессии, наград, религии, других данных своих родственников.

В то время на рынке детских игрушек и настольных игр изобилия не было. Только начинался бум всевозможных кукол Барби, китайских всевозможных пластмассовых игрушек. Конструкторы Лего, если и были, но не так широк был их ассортимент, да и цена была уж больно высока. Настольных игр полное отсутствие. Это сейчас в интернете масса сайтов с предложениями онлайн-конструкторами семейного древа, имеются фирмы, которые за определённую сумму сделает почти любую родословную. В то время этого не было, поэтому после получения патента я предполагал, что моя новая, а главное нужная, по моему мнению, настольная игра не только для детей, но и необходимая и для родителей, потребуется в каждый дом. Разослал своё предложение о производстве настольной игры во все тогда существующие предприятия занимающими детскими играми, порядка 30 (тридцати). Направлял на всевозможные конкурсы. Посылал и в общественные организации, партии федерального уровня, с призывом- чтоб не быть Иванами, не помнящими родства», в каждой семье должна быть родословная. Просил-помогите запустить в производство настольную игру и будет возможность в каждой семье составить свою родословную, дети узнают историю своего рода, вспомнят о подвигах своих отцов и дедов, узнают об их трудовой деятельности. Сколько получил я предложений о сотрудничестве? Кто-то заинтересовался в настольной игре? Я думаю, Вы уже догадались. Не в Европе чай мы родились. Никто не удосужился даже ответить – «Спасибо. Не надо!».

Неудачный опыт внедрения в производство настольной игры «Моя родословная» не остановил меня. Я подготовил ещё, как мне казалось, несколько интересных детских игр, конструкторов. Но здесь даже не удалось получить патента на полезную модель, не говоря уж, чтоб заинтересовать производителя.

Время бежит, тебе уже пятьдесят, занялся строительством дома в Подмосковье и появляется желание сделать на загородном участке что-то необычное, как говориться, «с историей и географией», или как сейчас говорят,что-то из серии «малые архитектурные формы». Придумано, что-то сделано! Но не кого не удивил, производителя не заинтересовал. Но получил на одну вещицу патент на полезную модель № 136223 от 20 апреля 2012 года «Индивидуальный указатель для участка загородного дома». Указатель личных посещений городов с отображением на табличках не только название городов, расстояния в километрах до этого города, но и отображения специальными наклейками на табличках-личного отношения к этим городам – какими событиями памятен тебя этот город. Более 30 предприятиям, которые выпускают дорожные знаки, предложил внедрить в производство на своих предприятиях комплект индивидуального указателя. Ответил, от кого и не ждал, один производитель компания DuckandDog – «Спасибо, что предлагаете, но к сожалению не наш профиль». Российский производитель, как всегда, или может быть это только в моём случае, в гордом молчании – у них «всё в ажуре».

Как тут не вспомнить современный Китай. Поражает многообразие продукции-всяких новинок для дома, сада и огорода, хозяйственных мелочей, игрушек-«всего и вся», как говорится. Выдумывают, изобретают, а главное производят и не только для своего народа, но и на весь мир. Это видит и каждый российский человек на прилавках наших магазинов. Я уж не говорю об их успехах Китая в космосе, автомобилестроении, электронике …

А что же в современной России? Как живётся в ней сегодняшнему изобретателю? А что скажут промышленники, бизнесмены?

Жду комментарии и ваших историй.

Белов Ю.П.