Найти тему
ИсториоГрад

Слейпнир: восьминогий мифический конь Одина

Оглавление

Скандинавская мифология предлагает современному читателю удивительный мир великанов, эльфов, монстров и огромного ясеня Иггдрасиля, который соединяет девять окружающих миров Вселенной. Асы, в том числе Один, Тор, Локи, Хеймдалль и Фрейр, наблюдают за этими мирами вместе с множеством разумных и могущественных животных. Немногие из этих существ так же известны, как Слейпнир, восьминогий конь Одина.

Источник

Имя Слейпнир означает что-то вроде «Быстрый путешественник». Его имя происходит от древнескандинавского прилагательного sleipir, означающего скользкий или скользящий. Прозаическая Эдда, составленная Снорри Стурлусоном, исландским поэтом, историком и вождем тринадцатого века, документирует самое нетрадиционное происхождение Слейпнира. По словам Снорри, великий конь произошел от замечательного жеребца по имени Свадильфари. Однако Слейпнир родился не от обычной кобылы. Кобылой, которая принесла мистического скакуна, был никто иной, как Локи. Правильно — Локи, бог-обманщик, приемный сын Одина и брат Тора. Известный оборотень, Локи, возможно, получил в этой истории больше, чем рассчитывал.

Локи и Свадильфари

Как и многие скандинавские истории, рождение Слейпнира начинается с дерзкого великана. В ранние дни Асгарда, после войны между богами, великан предложил построить массивную защитную стену вокруг него, пообещав завершить эту стену в течение года. К качестве платы он пожелал Фрейю, богиню любви и красоты, а также солнце и луну. Убежденные, что задача невыполнима в такие сроки, боги согласились, не зная о гигантском коне Свадильфари, который помогал строителю, перемещая массивные камни с молниеносной скоростью. Всего за три дня до того, как стена была завершена, хитрый Локи превратился в кобылу. В образе кобылы, Локи заманил Свадильфари подальше от стены, сорвав сделку великана. Вскоре после лесной встречи со Свадильфари Локи родил Слейпнира, восьминогого жеребенка.

Изображение на камне из Тьянгвида показывает Одина или какого-то другого человека, прибывающего в Валгаллу на лошади Одина.
Изображение на камне из Тьянгвида показывает Одина или какого-то другого человека, прибывающего в Валгаллу на лошади Одина.

Восемь ног Слейпнира?

Слейпнир легко идентифицируется в скандинавском искусстве, как, например, на шведских камнях Tjängvide и Ardre VIII. С восемью ногами Слейпнир был бы быстрее любой другой лошади, подходящей для самого короля богов. Историк Хильда Эллис Дэвидсон предположила, что восемь ног жеребца могут быть символом загробного путешествия шамана. Восемь ног этого чудесного скакуна равнялись количеству ног стандартного набора носильщиков. Четверо мужчин, несущих гроб, уносящий душу в мир иной, тоже стоят на восьми ногах. Связь Одина с загробной жизнью подтверждает эту идею.

Приключения

Великолепный серый жеребец фигурирует во многих древнескандинавских текстах, включая Поэтическую Эдду, Сагу о Вёльсунгах и других. В каждой истории этот самый быстрый из скакунов был верен своему имени. Как любимое средство передвижения Одина, Слейпнир не только путешествовал по земле, но и мог летать по воздуху. Лошадь и хозяин испытали всевозможные приключения, например, состязались в гонках с великаном Хрунгниром и его лошадью Гульфакси (Златогривой). Хермод, сын Одина, ехал на Слейпнире по мосту Гьялларбру в Хель, безуспешно пытаясь воскресить любимого бога Бальдра после его безвременной смерти.

Один на Слейпнире, исландский манускрипт SÁM 66, 18 век, Институт Арни Магнуссона в Исландии.
Один на Слейпнире, исландский манускрипт SÁM 66, 18 век, Институт Арни Магнуссона в Исландии.

Другие животные Одина

Куда бы ни шел Один Всеотец, его животные-союзники всегда были поблизости. Слейпнир, величайший из всех коней, нес Одина через девять миров, включая ежедневную поездку по Бифросту, радужному мосту, соединяющему божественное царство Асгард с Мидгардом, Землей. Другие животные посещали Верховного Бога Одина и общались с ним. Его часто изображают сидящим в самом знаменитом зале Асгарда, Валгалле. Рядом с ним всегда находятся Хугин и Мунин, вороны, также известные как «мысль» и «память». Вороны летают вокруг Мидгарда и за его пределами, донося до ушей Одина вести издалека. Два волка, Гери и Фреки, «хищные», также сидят рядом с королем богов.

Скакуны богов

Как и любой великий жеребец, Слейпнир произвел на свет несколько поколений лошадей, в том числе Грани, лошадь Зигмунда из Вёльсунгов. Ни один другой конь не мог соперничать со Слейпниром, но у скандинавских богов тоже были лошади с великой репутацией. «Баллада о Гримнире», часть «Поэтической Эдды», называет десять лошадей богов, хотя и без конкретных владельцев или всадников. Нотт, богиня Ночи, и ее сын Дагр, или День, также путешествовали на лошадях по вселенной. Ночь ехала на Хримфакси (Морозной гриве), чья слюна каждую ночь падала на землю. День ехал верхом на Сияющей Гриве, Скинфакси, чья грива освещала и землю, и небо. Никогда не подражая другим, могучий бог Тор избегал лошадей, предпочитая вместо этого идти по Бифросту пешком или, как в некоторых историях, использовать своих волшебных козлов Тангриснир (скрипящий зубами) и Тангниостр (скрежещущий зубами), чтобы тянуть колесницу.

-4

Другие животные в скандинавской мифологии

В скандинавских мифах животные были большим, чем домашний скот и домашние животные. Они были разумными существами и силами во вселенной. Скандинавская вселенная, как и большинство мифологических миров, кишела всевозможными существами. Гигантское мировое дерево Иггдрасиль было домом для многих чудесных животных. На его макушке восседал гигантский орел, а между его глазами сидел чуть менее гигантский ястреб. Щебечущая белка Рататоск носилась по вершинам Иггдрасиля, передавая слова от орла змею Нидхёггу, который жил у основания великого дерева, подгрызая его корни. Вместе с четырьмя большими оленями Нидхёгг угрожал свалить Иггдрасиль. Другие монстры, такие как гигантский волк Фенрир и Ёрмунгандер, мировой змей, угрожают богам и героям когда настанет Рагнарёк.

-5

Лошади в исландской археологии

Владение лошадьми, четвероногими, было необходимо для любого достойного человека в скандинавском обществе. В десятках исландских саг лошади фигурируют как собственность и награда за труды по всему миру Северной Атлантики. Убранство и останки лошадей находят в захоронениях по всему скандинавскому миру.

Недавнее археологическое исследование показывает, что могущественные люди Исландии эпохи викингов отправлялись в загробную жизнь с принесенными в жертву жеребцами, о чем свидетельствует анализ ДНК зубов и костей лошадей, найденных в могилах высокопоставленных лиц. Черепа лошадей также находят закопанными в домах, что, возможно, связано с привлечением удачи или защитой. Культы лошадей могли существовать и в средневековом скандинавском мире.

Слейпнир в популярной культуре

Вид с воздуха на Асбирги
Вид с воздуха на Асбирги

Археологам еще предстоит найти вещественные доказательства существования каких-либо восьминогих лошадей, но присутствие Слейпнира все еще наблюдается в Исландии сегодня. Легенда гласит, что Слейпнир образовал подковообразный каньон Асбирги на севере Исландии, перебирая копытами слишком близко к земле. Поклонники комиксов Marvel и популярной видеоигры God of War будут знакомы со Слейпниром как с могущественным спутником Одина.

Друзья, если вам понравилась статья, не стесняйтесь комментировать и ставить лайки. Также, буду признателен, если вы подпишитесь на мой канал "ИсториоГрад".