Найти в Дзене
Ольга Таволга

Мода 1940х в фотографиях. (11 иллюстраций)

Harper's Bazaar, September 1942.
Harper's Bazaar, September 1942.

Начало здесь:
Мода 1940х. (14 иллюстраций)

В статье по ссылке я рассказываю об исторических предпосылках моды 1940х.
С одной стороны историю 1930х-1940х годов "все знают", с другой, довольно редко увязывают крой и силуэты женской одежды с изменениями в социуме, а особенно в крайне динамичном ХХ веке.
ХХ век весь про уникальную социальную динамику и изменения прав и возможностей женщины, поэтому малейшие изменения в моде отражают тот или иной сложный процесс, затрагивающий все слои общества.
Например - свободная ширина юбок всегда говорит о необходимости и возможности женщин много и самостоятельно - без пажей, мужей и шофёров передвигаться.
Наличие не потайных, явных, в том числе, накладных карманов о том, что у женщины есть, что в них складывать и что она больше не должна этого скрывать.
Женщина больше не должна прятать носовой платок, не знать, где у неё лежат документы и есть ли они у неё вообще, скрывать очки, ручку, блокнот, записную книжку, то, что она ими пользуется и вообще умеет читать и писать.

В первой статье я использовала иллюстрации из модных журналов.
Из модных журналов "второго эшелона" - где-то между мечтой и воплощением.
Это идея моды.
Идеал.

Фотографии передают реальное положение вещей.
Правда, с учётом, что за то время проще всего найти фотографии моделей, актрис и просто хорошеньких женщин, которые могли вызывать интерес профессионального репортёра, который получал за свою работу деньги.
(До интернета оставалось ещё около полувека, до инстаграма около семидесяти лет. Фотография дорогое удовольствие и ручной труд.)

*
Если я использую фотографию знаменитости тех лет или кадр из фильма, но не упомяну об этом, прошу не судить строго - мне действительно с огромным трудом даётся тот период.
Эмпатию трудно "временно отменить", поэтому на некую "абсолютно полную картину" я даже не хочу претендовать.

Приятного просмотра и интересного чтения.

1940е.
1940е.

Плечи.
Никогда до этого в истории женского костюма не было настолько чёткой, графичной и бескомпромиссной линии плеч.
В ХХ веке такие плечи есть в 1940х и в отчасти повторяющих их 1980х - очень эффектные, почти горизонтальные, прямые, с максимально чёткой конечной точкой.
Плечи - это социальная презентация себя в пространстве на дистанции диалога.
То, что собеседник видит сразу после лица, воротника, или в случае с женщинами - декольте.
Чётко оформленные плечи это всегда аристократия, которая до определённого момента в обязательном порядке была в первую очередь воинским сословьем - те самые пресловутые, одиозные "мужчины, которые защищают свой народ и своих женщин".
В 1940х годах эти невидимые погоны перешли с мужских плеч на женские.
Вместе с изрядной ношей.

Harper's Bazaar, September 1942.
Harper's Bazaar, September 1942.

Великолепная постановочная фотография для известного модного издания.
Американского издания, что важно.
1942 год - СССР уже участвует в войне, у европейцев остаётся крайне мало пространства для каких-либо иллюзий о нацистской Германии.
На фотографии некий Идеал Модной Женщины в военное время, но воссоздан он на континенте, который не принимает непосредственного участия в войне.

1940е.
1940е.

Съёмки для модного каталога - одна модель костюма в разном решении.
Однотонный, мелкая клетка, крупная клетка.
Точный год установить не удалось, возможно, уже после победы, девушки модели выглядят неподдельно радостными и одна из них позирует без обязательной ранее шляпки.
Фотография хороша тем, что отлично передаёт "классическую классику в самом классическом её решении".
Костюмы для работающих женщин, билет и пропуск в самостоятельную жизнь.

1940е.
1940е.

Адреса мастериц способных нарисовать достоверную имитацию чулок в военном Париже передавали из рук в руки с тем же грифом секретности, с которым передают пароли и явки действительно хороших портних, косметологов и парикмахеров в мирное время.
Шляпки и перчатки - всем известные обязательные аксессуары для женщин Старого Мира.
Но чулки!
Это нечто особенное!
Чулки, по сути дела - нижнее бельё, в силу изменений в моде выставленное напоказ. Выйти на улицу без чулок так же абсурдно, как выйти в одном нижнем белье, топлесс.
Но ткани не хватало, чулки стали рисовать.

1940е.
1940е.

Уникальный кадр.
Прибор для самостоятельного нанесения имитации шва на чулке.

1940е.
1940е.

"Жидкие чулки".
Всё, что угодно, кроме голых ног.
За право женщин носить брюки борется великолепная Марлен Дитрих.
Но инерция общества такова, что даже ей, даже в военное время не удаётся одержать победу для женщин, которые не пошли на фронт.
К вопросу о реальных правах женщин.
На удобство, на комфорт, на здоровье, на право не мёрзнуть с голыми ногами, но с "идеальными стрелками".

1940е.
1940е.

И снова идеальный постановочный кадр.
Даже несколько слишком идеальный, я было засомневалась, что это не реставрация - но обувь.
Обувь настоящая.
И чулки тоже достоверные из того периода, не слишком роскошные и недорогие.
Скорее всего, фотография сделана уже после Победы в 1945 году.

1940s Hats History - Popular Women's Hat Styles.
1940s Hats History - Popular Women's Hat Styles.

Фотографии в сепии для каталога головных уборов.
Шляпка всё ещё обязательный аксессуар для выхода женщины из дома.
Выходить без шляпки
неприлично.
Всё ещё почти настолько же неприлично, как без чулок.
Непокрытая голова позволительна молодым девушкам и девушкам пошедшим на военную службу.
Головной убор - это идеальный индикатор происходящих в обществе процессов, особенно женский.
Именно с правом
не носить шляпку в 1960е годы женщины отвоёвывают множество других прав.
Но пока война, и мир верит, что после победы, будет "таким, каким он был раньше".

1940е.
1940е.

Великолепная Марлен.
Кто-то же должен бороться за право носить брюки!
К слову, мужчины очень остро переживали потерю монополии на этот предмет гардероба.
Марлен было можно.
Остальным женщинам нет.
Если поискать цитаты времён той борьбы, можно найти совершенно удивительное - многим мужчинам казалось, что вместе с брюками женщины способны "отобрать у них самую суть мужественности".
Кто знает, может быть, они были в чём-то правы.
Но сначала на женские плечи легла ответственность и "погоны".

'American Look' essay for LIFE Magazine, April 1945.
'American Look' essay for LIFE Magazine, April 1945.

И снова важно, что это Америка.
Крой, ткань и белый воротничок с воланам не помнят разорённых городов и авианалётов.
Как и нет печати страха на лицах девушек.

August Vogue 1949.
August Vogue 1949.

1949.
Четыре года мира.
"New Look" - дебют Диора уже состоялся в 1947 году.
Образ на фотографии для меня звучит как:
"Мы выбрались, но не совсем привыкли."
Острота деталей, и всё ещё не сглаженное,
не успокоившееся плечо.
Но жемчуг в несколько рядов - жемчуг это аристократия.
Привилегия, символ статуса.
На несколько десятилетий европейской аристократии удаётся вернуть свои права на установление модных законов.
Тем интереснее изучать моду 1960х, когда появится движение модных трендов снизу вверх.

#история моды от ольги таволги
#мода 1940-х #феминизм #психология жизни
#не феминизм от ольги таволги

Спасибо за прочтение.
Лайк, если интересно увидеть продолжение.