Найти тему
Иркмотор

Как сибирский казак Копылов нашел всех своих предков. Даже тех, кто три века назад отдавал «долг кровью» на службе

Оглавление

- В детстве я часто слышал, что мы - потомственные казаки. Но особого значения этому не придавал и все рассказы родственников пропускал мимо ушей, - говорит коренной иркутянин Андрей Копылов.

Между тем, корни его семьи уходят глубоко в сибирскую землю и связаны с ней неразрывно. В конце XVII столетия, прибыв на тайшетскую заимку из Енисейска, его предки прочно здесь обосновались. Возделывали землю, растили детей и отдавали «долг кровью» на казачьей службе.

А в 2009 году Андрей побывал в Бурятии, в селе Тунка, на празднике Покрова Божией Матери, и сердце екнуло. В тот день все село собралось за одним столом: готовили, пели песни, танцевали. Поездка настолько впечатлила городского жителя, что, приехав домой, он на одном дыхании написал песню «Эх, Сибирь моя родная» и отдал ее детскому казачьему ансамблю поселка Слюдянка.

- Но была у меня мечта, чтобы эту песню исполнили в программе «Играй, гармонь», - говорит Андрей.

И мечта эта сбылась меньше чем через год

На 350-летний юбилей в Иркутск приехали Заволокины. И песня, написанная на душевном подъеме, попала в их программу. А Андрей понял, что идет верным курсом: заказал форму и сделал запрос в Государственный архив Иркутской области, чтобы узнать побольше о своих предках.

- Запросы делал по материнской и отцовской линиям, то есть по Лифантьевым и Копыловым. Выяснилось, что обе эти фамилии корнями уходят глубоко в историю Тункинской долины и Качугского района.

Эта фотография начала XX века нашлась в альбоме у родственников. На ней - казаки Иркутского казачьего дивизиона, охранявшего Витимские золотые прииски в Бодайбо. На снимке - три брата из рода Лифантьевых: Николай (восьмой слева), Семен (девятый) и Климент (десятый). Фотография чудом сохранилась. В советское время казаки были под запретом и за такие снимки могли сурово наказать. Поэтому прятали их как могли, а родовых казаков в деревнях записывали простыми крестьянами
Эта фотография начала XX века нашлась в альбоме у родственников. На ней - казаки Иркутского казачьего дивизиона, охранявшего Витимские золотые прииски в Бодайбо. На снимке - три брата из рода Лифантьевых: Николай (восьмой слева), Семен (девятый) и Климент (десятый). Фотография чудом сохранилась. В советское время казаки были под запретом и за такие снимки могли сурово наказать. Поэтому прятали их как могли, а родовых казаков в деревнях записывали простыми крестьянами

Информация сохранилась в церковных документах Николаевской и Покровской церквей. Они в те времена выполняли функции ЗАГСа и паспортного стола, все скрупулезно фиксировали: кто и когда родился, крестился, с кем венчался, в каком году отпевался.

Учитывая, что тункинские #казаки были прикомандированы к полицейским органам Иркутской губернии, их списки велись с особенной тщательностью.

По материнской линии Лифантьевых Андрею удалось найти информацию аж до 12-го колена.

Одно из первых упоминаний фамилии отмечено 1747 годом в документах Троицкой церкви Иркутска. Следующее упоминание найдено в Никольской церкви села Тунка и датировано 8 августа 1775 года. Именно тогда родился прадед Андрея с девятью «пра». Звали его Демид, и был он сыном казака Ивана Лифантьева Большого.

-3
  • Слева на фото: Кузьма Николаевич Лифантьев - прадед Андрея Копылова по материнской линии. В Гражданскую войну он воевал в рядах Белой армии за Колчака, а во время Великой Отечественной, будучи непризывным, в 44 года добровольцем ушел на фронт и 6 сентября 1944 года пропал без вести.
  • Справа на фото: прадед Андрея - Григорий Ефимович Копылов с женой Александрой (в девичестве Заиграевой) и их старший сын Николай, после Финской войны оставшийся жить в Петербурге.

- Недаром говорят: кто ищет, тот всегда найдет. Однажды мне на глаза попалась статья «На земле древних кетов». В ней говорилось, что примерно в 1700 году в Тайшетский район приплыл казак Каргапольцев и основал там заимку. А вслед за ним со всем скарбом и скотом из Енисейска приехали казаки Москвитины, Малаевы и Лифантьевы. Так что это на сегодняшний день самое раннее упоминание фамилии - 12-е колено по материнской линии, - казак Копылов рассказывает нашей коллеге Ольге Романовой.

Хоть официальных подтверждений он пока не нашел,

в родстве с енисейскими казаками и их потомками Андрей не сомневается.

- Из Тайшета они перебрались в Тунку. Там от Ивана Лифантьева Большого родословное дерево разрослось. У его правнука Ивана Демидовича, 1827 или 1828 года рождения, было шесть сыновей и пять дочерей.

Жили казаки в Тунке неплохо, держали хозяйство: десять десятин земли, три дома на всю семью, 12 лошадей, две из которых строевые, 25 коров, больше двух десятков свиней и овец.

- Получается, я праправнук одного из младших сыновей – Николая. От Николая пошел Кузьма, а от него Александр – мой дед.

Дед Андрея Михаил Григорьевич Копылов со своей семьей: женой Нелей Фоминичной, в девичестве Передневой, сыном Николаем и дочкой Ольгой
Дед Андрея Михаил Григорьевич Копылов со своей семьей: женой Нелей Фоминичной, в девичестве Передневой, сыном Николаем и дочкой Ольгой

Если материнскую родословную иркутянин изучил до начала XVIII столетия, то по отцовской все пошло не так гладко.

- Дед мой по отцовской линии Копылов, а бабушка по отцу Переднева. Отец ее - Фома Николаевич Переднев, или Передня, что вернее, ведь родился он в Белоруссии примерно в 1893-1897 году. Точную дату выяснить не удалось.

По рассказам бабушки и судя по оставшейся фотографии, он был участником Первой мировой войны, Георгиевским кавалером.

После Гражданской войны по распределению попал в Сибирь, в поселок Култук. Здесь остался и женился на моей прабабушке Марии Алексеевне Алаковой, которая была родом из Тунки.

Как удалось выяснить, Алаковы - довольна редкая для этой местности фамилия и лишь единожды упоминается в книге атамана Николая Меринова «Иркутское казачье войско».

- Хоругви Георгия Победоносца казачьему войску доставили два казака, один из них Алаков, - цитирует по памяти Андрей.

Что же касается линии Копыловых, то оказалось, что прадед нашего героя Григорий был незаконнорожденным ребенком, и потому в метрической книге значилась только мать.

- Звали деда Григорий Ефимович. По документам установил, что на тот момент в деревне было аж три Ефима примерно одного возраста. Есть предположение, кто его отец, но это лишь гипотеза.

Как бы то ни было, своя семья у Григория Ефимовича была большая. Старший сын Николай вырос и уехал в Санкт-Петербург, окончил военное училище, женился, а в финскую войну воевал на подлодке, участвовал в обороне блокадного Ленинграда.

Дедушка Андрея попал на войну 18-летним. Практически сразу после учебки отличился в бою и был награжден медалью «За отвагу». Но в марте того же года получил серьезное ранение ноги и попал в госпиталь, где медаль у него украли
Дедушка Андрея попал на войну 18-летним. Практически сразу после учебки отличился в бою и был награжден медалью «За отвагу». Но в марте того же года получил серьезное ранение ноги и попал в госпиталь, где медаль у него украли

Младшего брата Михаила - дедушку Андрея - призвали в 1943 году 18-летним. Сам он потом практически ничего не рассказывал внукам о войне, поэтому долгое время никто не знал, чем отличился их предок на фронте.

Андрей решил найти информацию в интернете и на одном из сайтов, посвященных Великой Отечественной,

обнаружил наградной лист Михаила Григорьевича с описанием подвига.

Оказалось, что 15 января 1944 года рядовой Копылов под огнем противника прополз к позиции враги и забросал ее гранатами, а после чего под перекрестным огнем живым и невредимым вернулся назад.

Документы на медаль родственники восстановили еще в 1977 году, а недавно внук героя купил дубликат медали и нанес на нее гравировку номера. Теперь она хранится в семье как память.

- После ранения деда комиссовали, и он вернулся в Иркутск. До войны, еще подростком, он работал на подшипниковом заводе, но по возвращении из-за ранения обратно его не брали. За него вступился директор, и деду Мишу устроили водителем. За рулем он проработал без малого 40 лет, побывал на БАМе, в Монголии, ездил на разных автомобилях, в том числе и на «Студебеккере».

Андрей Копылов отмечает, что

все его предки были людьми служивыми - кто воевал, кто защищал границы, работал в органах правопорядка, и он не исключение.

Впервые потомки тункинских казаков встретились в 2011 году. Большая компания собралась за одним столом. Иркутск, Ангарск, Култук, Слюдянка, Тунка, Минусинск, Красноярск, Санкт-Петербург — теперь где только нет родни. Около 40 человек, связанных одной кровью
Впервые потомки тункинских казаков встретились в 2011 году. Большая компания собралась за одним столом. Иркутск, Ангарск, Култук, Слюдянка, Тунка, Минусинск, Красноярск, Санкт-Петербург — теперь где только нет родни. Около 40 человек, связанных одной кровью

- Отец мой работал в милиции, дослужился до майора. А на пенсию вышел подполковником налоговой полиции. Мама работала в штабе военного округа, в милиции. В детстве я мечтал стать археологом или художником, но, окончив школу, документы подал в госуниверситет на юриста и в Высшую школу милиции.

Успешно сдав все экзамены, Андрей Копылов выбрал милицию, отслужил в разных подразделениях, был даже помощником губернатора, а в 36 лет вышел на пенсию.

- Занятно получается, ведь казаки от службы в этом же возрасте освобождались. Не выбиваюсь из казачьих традиций.

Родовой казак Андрей Копылов с семьей: женой Ириной (слева) и дочками Анастасией, Софией (слева направо) и Марией (внизу в центре). Он сетует, что для полной картины казачонка не хватает, но девчонки тоже не промах. «Характер казачий у дочек во всем, гордые и смелые, а еще очень дружные», — с улыбкой говорит Андрей
Родовой казак Андрей Копылов с семьей: женой Ириной (слева) и дочками Анастасией, Софией (слева направо) и Марией (внизу в центре). Он сетует, что для полной картины казачонка не хватает, но девчонки тоже не промах. «Характер казачий у дочек во всем, гордые и смелые, а еще очень дружные», — с улыбкой говорит Андрей

В 2016 году на казачьем круге Копылова избрали атаманом станицы Харлампиевской. К списку забот у него добавилась работа общественная: детская воскресная школа для маленьких казачат, организация мероприятий, массовые праздники и концерты станицы.

- Часто меня спрашивают: зачем казаки сейчас? Думают, что для красоты форму носим, целыми днями на конях скачем, саблями машем да песни поем.

Казачество - это не состояние души, это народ, в традициях которого гордость, борьба, любовь к Родине.

Нынешние казаки, как и их предки, стоят на страже - сохраняют традиции казачьего народа, чтобы будущие поколения знали свои корни, помнили свою культуру. Ведь пока жива культура, жив и народ...

  • Фото из архива героя публикации

Вот такая у нас сегодня казачья история. Друзья, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации

А еще вас могут заинтересовать эти наши материалы (жми на заголовки):

-8
  • Носки на руках и в застывшей фуре. Как качугцы пять суток в мороз на трассе выручали дальнобойщика из Ростова
-9