Восьмидесятые – уникальная эпоха в жанре боевика. Фактически, всё, что мы видим на экранах сейчас, выросло оттуда, из "Терминатора" и "Чужих", из "Робокопа" и "Доспехов бога", из "Кикбоксера" и "Бегущего человека". Десятки классных фильмов сформировали тогда поколение зрителей, которое с до сих пор любит и ценит кино цепляющее за душу. В числе моих фаворитов, вышедших в то время, безусловно, находятся и "Смертельное оружие" с "Крепким орешком". Сегодня, когда фильму Ричарда Доннера о паре несочетаемых копов исполнилось ровно 35 лет, мне захотелось сопоставить две франшизы и выяснить, наконец, кто круче – Джон Макклейн или Риггз и Мерто. У меня есть пять тезисов в пользу одного и пять в пользу других. FIGHT!
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Смертельное оружие – двойное удовольствие
Много погонь, драк и взрывов – безусловно, важные составляющие хорошего боевика. Но для того, чтобы называть фильм "крутым" или "классным", нужно еще и характеры прочувствовать. В "Смертельном оружии" есть то, чего "Орешку" всегда недоставало – у Доннера в центре два человека, которые вынуждены притираться друг к другу, узнавать друг друга, учиться друг другу доверять. И это действительно разные и оригинальные герои. За дружбой Риггза и Мерто просто интересно наблюдать.
Крепкий орешек – Алан Рикман
Сейчас об этом страшно даже думать – Алан Рикман до последнего отказывался от роли Ханса Грубера в "Крепком орешке", считал, что это не его. К счастью, всё сложилось, и зрители получили культового злодея, настолько шикарного, что авторы третьей части "Орешка" вынуждены были присоседиться к отголоскам его крутизны. Если составлять рейтинг наиболее ярких кинозлодеев не только 1980-х, но и всей истории кино, то Грубер непременно будет в десятке. Или в пятерке? В тройке? Берем выше!
Смертельное оружие – детектив
В "Смертельном оружии" достаточно яркого экшена, но если бы герои Гловера и Гибсона просто стояли спиной к спине и поливали противников автоматными очередями, это не сделало бы фильм культовым. Для особенной крутизны в "Орешке" есть сквозной детективный сюжет, не самый замысловатый, но двигающий историю вперед – Мерто расследует гибель дочери своего друга, а Риггз, отправленный в напарники более опытному коллеге, сражается с призраками собственного прошлого. Эти две линии подкупают публику.
Крепкий орешек – история выживания
У "Орешка" нет какой-то особенной сюжетной затравки для того, чтобы зритель мог вместе с героем найти преступника или обезвредить бомбу, но Макклейн берет другим. Герой Брюса Уиллиса оказывается "не в том месте не в то время", но предпочитает не затаиться, а принять бой. Буквально выжить в ситуации, где нужна особая подготовка, обмундирование или знание местности. Джон выживает вопреки всему и спасает заложников – за это мы его и любим!
Смертельное оружие – дипломатический иммунитет
Ханс Грубер – безусловный фаворит в плане злодейства, но у "Смертельного оружия" есть крайне элегантный козырь в рукаве. Если помните, Мерто столкнулся в фильме с очень непростой проблемой – подозреваемые в преступлении оказались иностранцами, да еще и защищенными так называемым "дипломатическим иммунитетом". Неприкосновенность, о которой постоянно говорят южноамериканские злодеи, непреодолима для Роджера, но Мартин Риггз не сдается – ему нужно лишь спровоцировать иностранцев для ответных действий.
Крепкий орешек – сержант Пауэлл
И та, и другая франшиза имеют в своей обойме множество замечательных персонажей, но сержант Эл Пауэлл из первого и второго "Орешка" стоит здесь, конечно, особняком. Причем это для нас персонаж Реджинальда Велджонсона – всего лишь обаятельный толстяк-патрульный, который оказывается верным помощником Макклейна вне Накатоми-Плаза. В Америке вокруг Пауэлла выстроен целый культ, связывающий персонаж из "Крепкого орешка" с героем того же Велджонсона из сериала "Дела семейные". Поищите, почитайте – это интересно.
Смертельное оружие – Лео Гетц
Забавно, но многие наши зрители узнали о Джо Пеши по двум его комедийным ролям – в "Смертельном оружии" и "Один дома", а ведь этот актер прежде славился исключительно драматическими работами. Для Пеши роль Лео Гетца стала прорывной, но и сам Гетц круто изменил структуру "Смертельного оружия". Прежде всего, франшиза получила заметно более легкий энергетический заряд, во-вторых, авторы фильмов перестали бояться расширять круг персонажей, в-третьих, Риггз и Мерто получили возможность обходить законы при необходимости.
Крепкий орешек – крутая третья часть
Оригинальный "Крепкий орешек" без сомнений входит в элиту мирового боевого кино, но стоит отметить, что триквел – "Крепкий орешек: Возмездие" ему уступает лишь формально. Интересна третья серия тем, что в ней Джон в первый и пока последний раз защищает город, который называет своим домом – Нью-Йорк. И это добавляет драмы в его слова и действия. Плюсом идет хитрая игра с Саймоном, коварным злодеем, раскладывающим по городу бомбы. Ни до, ни после "Орешек" не был столь напряженным и захватывающим, как в "Возмездии".
Смертельное оружие – вовремя остановилось
При всей моей любви к Брюсу Уиллису, сегодня мне хочется адресовать ему две фразы, ставшие мемами: "Остановитесь!" и "Я слишком стар для этого!". Вторую, кстати, говорит именно Мерто, и "Смертельное оружие" остановилось вовремя – на четвертом фильме еще в прошлом веке. Да, разговоры о возвращении Гибсона и Гловера в пятую часть ведутся, но верится в это слабо. Уиллис же вовремя сказать "Хватит!" не смог, и мы получили пятую часть, которая не только объективно хуже остальных, она справедливо занимает место на дне всех топов зрительских оценок. Не надо было так.
Крепкий орешек – Джон Макклейн
И всё же, при всех претензиях к продолжениям "Крепкого орешка", к невнятным злодеям из сиквела и к неубедительной атмосфере четвертой части (про пятую не говорю), Джон Макклейн остается одним из самых живых, обаятельных, родных и человечных киногероев. Со своим теплым чувством юмора и стремлением к справедливости, с неуживчивым характером и не самым лучшим семейным положением он напоминает какого-то хорошего знакомого, с которым раньше постоянно общался, а сейчас видишь раз в два-три года. Разве можно отказать себе в удовольствии посмотреть до конца любую из серий, если встретил "Крепкий орешек", листая каналы. Да, это всё только из-за Макклейна.
Ну, что? Пять – пять! Я не рискну громко обозначить своего личного победителя в этой схватке, хотя, полистав канал, легко можно понять, о ком я пишу чаще. Пусть на настоящий момент две франшизы остаются в состоянии хрупкого равновесия. Определить лидера предлагаю вам – пишите в комментариях свои доводы и тезисы, разбивайте те, которые озвучил я, и обязательно при случае пересмотрите и ту, и другую серию. Это, без ложной скромности, классика на все времена.
А я, как обычно, переключаюсь на нечто совершенно противоположное, канал Киноведа в штатском – то место, в котором даже самые преданные читатели никогда не знают, какой будет следующая тема. Одно они знают точно – будет интересно. Присоединяйтесь к нам и не забывайте, что сегодня преодолеть все трудности мы можем только вместе – я в связи с этим порекомендую обратить внимание на два дружественных мне интересных канала – один об археологии, а второй о книгах и скандинавской истории. Подпишитесь, они вас не разочаруют. Ну, и традиционно – читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких.
Война должна оставаться в кино, реальности нужен мир! Увидимся!