Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

По стойбищам ненцев... "Дрессированный песец"

Оглавление

Сергей Васильевич Трикачев

Много раз приходилось бывать на стойбищах ненцев. Это были и санзадания, когда с нами летал фельдшер санавиации и полеты по выборам разного рода депутатов Советского Союза с передвижными урнами, опечатанные для голосования. Представитель власти, сопровождающий этот процесс, ткнет пальцем в нужную строчку, а ненец поставит крестик или подпись и помчались дальше.

Государство регулировало стоимость вертолетного часа. По санзаданию вертолет стоил 550 рублей/час. Обычные полеты, транспортные между поселками или по буровым, стоили 650 рублей/час, а с внешней подвеской 800 руб/час. Мягко говоря, при стоимости вертолета 800 000 рублей, суммы выходили вполне рентабельные.

К командиру нашего экипажа в гости прилетел его родной младший брат-Борис, студент Московского медицинского института. Посмотреть, как и где проживает около десятка лет его старший брат. Так случилось, что у нас рейс был по стойбищам Ямальского района, с нами летел еще и зоотехник из районного центра. Заправившись под "завязку", ибо загрузки практически не было, мы вылетели в район Нейтинских озер. После взлета, я поставили перед собой две заглушки, одна на другую и посадил нашего гостя на них. Вполне комфортабельное место, с отличным обзором и главное, что пассажиру, были видны все манипуляции по управлению техникой. Когда возили в летний период студентов разных научных экспедиций, тоже особо любознательных, особливо студенток садили на это место. Михалыч в это время с легкой улыбкой посматривал на меня, как бы говоря: - Да, механик, сегодня тебе повезло, побывать в роли экскурсовода и "поплотнее" пообщаться с наукой!

Присутствие представителей женского пола в кабине, вносило некоторое разнообразие в наш рабочий ритм. Первой точкой был перелет в небольшое стойбище, где было три чума. Ненцы всегда выбирали места для своего стойбища поближе к реке или около озера, наверное, выбирая такие, где водилась рыба, да и для обеспечения водопоя оленьего стада.

Экипаж и пассажиры нашего рейса.
Экипаж и пассажиры нашего рейса.

Выбрали место для посадки поровнее и подальше от "деревни", чтобы не вносить беспокойство в пасущееся стадо оленей. Небольшого роста ненец подошел к вертолету, как бы приглашая на выход. Выключились, вышли из вертолета, не забывая поздороваться по-ненецки: - Аньторово!

Уж эти слова были ненцам как бальзам на душу! Значит прилетели свои ребята, местные! Зоотехник, по ходу передвижения, на ненецком языке вперемешку с русским, что-то объяснял оленеводу. Собачки ненецкие вертлявые и добродушные, плотной кампанией, тоже сопровождали нас. Не доходя до жилья, стояли вешАла с разделанной рыбой, как потом стало понятно, муксуном. Разрезанные по брюху рыбины, блестели золотистым цветом, покачиваясь на ветру.

Вешала с благородной рыбой.
Вешала с благородной рыбой.

Внутри разреза, были видны деревянные распорки, чтобы рыба продувалась и вялилась равномерно. Фарид Якупов, второй пилот, первый сезон, осваивающий просторы севера кивнув командиру спросил: - Съедобно?

Тот, глянув на меня и слегка подмигнув, ответил: - Чудо, а не рыба!

Понятно, что это белорыбица, ибо черную или сорную рыбу- щуку, налима ненцы использовали только для корма собакам. На рыбе по верхней части, были сделаны поперечные надрезы с уже подсохшими кромками. Фарид молча глянул на ненца, тот достал из ножен, закрепленных на поясе свой нож с ручкой из оленьего рога. Ненцы всегда очень уважительно относились к своим ножам и в зависимости от применения пользовались несколькими.

Ненецкие ножи.
Ненецкие ножи.

Поскольку в нашей кампании выпускников был Леша Сметанин, якут по национальности, то мы знали, что у якутов в лезвии ножа почти всегда было "выфрезеровано" углубление - кровосток. У ненцев почему-то этого не было, только ручки могли быть зачастую деревянными. На массовой забойке оленей, в этом сплошном потоке сгрудившихся животных, они пользовались шилом, зная место куда нужно его воткнуть. Нам приходилось бывать в таких местах. В конце октября в район Тамбея пригонялось до пяти тысяч оленей на забой. Мы залетали туда чтобы на месте выбрать для сувенира красивые оленьи рога.

Между тем, Фарид взяв рыбину за хвост, недоверчиво отрезал небольшой кусок и отдал нож ненцу. Затем руками разломал кусок и отделив кость скелета, положил кусок рыбы в рот. Мы искоса поглядывали на него ожидая реакции. Жевнув несколько раз, глаза его округлились и он, отбежав в сторону, на ходу удаляя пожеванную рыбу. Нам показалось, что на какое-то время он потерял дар речи. С легкой улыбкой от его реакции, мы почти в голос спросили: - Что, не особо понравилась или вкус необычный? - Мужики, да она же тухловатая - произнес он, немного насупившись!!! - Зато полезная и от цинги спасает-ответил Прохоров- называется просто "рыба с душком", то есть по-русски, с лёгким запахом. Где ты такую еще попробуешь разве, что в Норвегии. Северный деликатес.

Борис, не понимая наших разговоров, внимательно прислушивался. - Боря, ты как будущий доктор, скажи-ка нашему дегустатору, что она даже очень полезна, ибо плесень, это пенициллин необходимый организму человека- продолжал Михайлович- и поэтому готовится без соли, чтобы не потерять свои целебные свойства!

В это время наш хозяин, размеренно произнес: - Ребята, а айбат, кто то из вас будет кушать? Свеженина готова, час назад разделал олененка. - Завсегда, пожалуйста- ответил командир.

И они с зоотехником, скрылись в чуме.

Ненецкий чум.
Ненецкий чум.

- Сергей, а что такое "айбат"? - спросил Боря. - Сырая печень, только что освежеванного оленя- ответил я. - Понятно, а ты почему не пошел на перекус? - Нет, я такое не употребляю и даже никогда не пробовал- ответил я - строганину из рыбу, с хорошо приготовленным "макалом", это Да! Так называемую "рубанину", мороженную рыбу, почищенную и порубленную небольшими кусками, тоже можно, особенно под водочку или спирт, а остальное, просто не терплю!

Через некоторое время вышли наши "соплеменники". Зоотехник с ненцем удалились к повозкам из нарт и что-то обсуждали между собой. Видимо кроме зоотехнических функций, наш основной заказчик еще и сверял списки детей, которых в августе нужно было вывозить в школу-интернат в Яр-Сале на учебный сезон. Ненецкая детвора носилась вокруг чумов играя с собаками, чем не раздолье для детей.

 С пожилым ненцем.
С пожилым ненцем.

Возле одного чума увидели "пожилого" ненца. Вообще о возрасте ненцев очень трудно говорить и даже сложно представлять. Где- то в источниках, того времени попадалась информация, что средняя продолжительность их жизни была около сорока - сорока пяти лет. Мы подошли к нему, поздоровались, в ответ тот мудро покачал головой, сделали несколько фотографий и пошли к третьему чуму чтобы показать Боре и Фариду убранство изнутри. Полог летнего чума был откинут, внутри хлопотала хозяйка. Зашли во внутрь, ну что тут особенного? По периметру чума были расстелены шкуры, укрытые байковыми одеялами. Посредине был очаг, дым из которого уходил в верхнюю часть, где было "хитросплетение" множества шестов, державших брезентовую оболочку летнего чума. Почти на входе стояло несколько больших мешков с разрезанными булками хлеба, засушенными на ветру и солнце.

Щенок песца.
Щенок песца.

В центре чума вертикально вверх стоял центральный шест и глянув на него, мы увидели привязанного к шесту через ошейник на веревке молодого песца. Он бегал вокруг шеста и уже вытоптал вокруг него весь мох. Подошли к нему поближе, зверек "нахмурился", сделал хищный оскал и замер в боевой стойке. Опыт общения с песцами у меня и Сергея Михайловича, конечно, был. В Тадибе-Яхе наши знакомые держали щенков песца в сваренных из панцирных кроватей клетках. Добывали их очень просто. Когда щенки с родителями переплывали речку, рыбацким сачком вылавливали их с лодки, а затем перемещали в клетки. Иногда заходя к ним, мы шли кормить щенят, проверяя их характер. Необычайно было то, что любое угощение будь то яблоко или морковь, мгновенно было "проглочено" этим всеядным зверем. Вот и в этот раз, мы без хозяина не решились развлекаться с этим серым созданием. Позвали ненца, он надел меховые рукавицы, обшитые брезентом. Отцепил поводок от шеста и вынес его к нам, уже вышедшим из чума. Мы окружили этого "дрессировщика" и с расстояния, ну наверное метра, рассматривали физиономию хищника. В какой то период Сергей достал из кармана пиджака коробок спичек и медленно поднося его к морде щенка, со словами: - Хоороший пацаан....в одно мгновение, получил ответ! В долю секунды, щенок, открыв пасть, зубами вырвал коробок, почти перекусив его! Благо ненец сумел удержать его, пытавшегося сделать прыжок из рук. - Ни хрена себе! - воскликнул тот, едва успев убрать руку.

Сломанные спички посыпались из ополовиненного коробка на землю. Мы конечно, отпрянули подальше, а Михалыч поднеся свою руку поближе к глазам признес: - Ну хоть пальцы на месте!

Настрой далее продолжать эти игры сразу пропал. Еще в голове крутнулась мысль, а как же детвора держит его в чуме? Откусит- не поморщится!? Зоотехник к этому времени завершил свои дела.

Около чума с ненцами.
Около чума с ненцами.

Мы прошлись по территории "поселка". Ездовые олени небольшой группой паслись отдельно от всего стада, которое разбрелось на несколько сот метров. Мне показалось, что они выглядят намного благороднее и красивее в окрасе, чем остальные. Больше на их шкурах было белого цвета, плавно переходящего в серый. А может это цвет возраста или мудрости? Метрах в десяти от жилья валялся никому не нужный, грязно-серый обломок бивня мамонта и ржавая мелкокалиберная винтовка, видимо брошенная детворой, за ненадобностью. Детвора сопровождала нас как инопланетян, сверкая красными лицами в окружении ненецких лаек, привыкших к простору. Взрослые ненцы были довольны тем, что никого никуда не увозят в вертолетах, оставляя их на вольном воздухе бесконечной тундры. Но до августа, оставалось немного....... Все еще будет впереди: прячущиеся от вертолетного шума дети-беглецы, родители, скрывающие своих детишек в зарослях и оврагах тундры. Сверка списков рожденных детей с представителем советской власти. А кому понравится терять свободу во имя обучения в интернате, почти на целый год..... Да и родителям нужен помощник-мужик, а не обученный грамоте тунеядец.

А когда тундра сменит свой окрас на снежный. Задуют ветра и воздух, пронизанный северным сиянием, будет освещать их родные чумы, одетые в оленьи шкуры зимнего убранства. Легкий дымок от костра или печки- буржуйки, будет тянуться из скрещения многолетних шестов, передающихся из поколения в поколение. Ученики в интернате этого не увидят, но будут всегда помнить годы беззаботного детства, склоняясь над учебниками в школе.

P.S. 1989-90 год. Работаем в Ноябрьске по стойбищам оленеводов. Заказчик "Ноябрьск Нефте Газ ". Представитель этой организации летает с целью обеспечения ненцев согласно договорам необходимым для них провианта и техники. Зима и купола чумов видны издалека. Подсаживаемся на выбранную площадку, снежным вихрем задувая снег на покрытые оленьими шкурами зимние жилища ненцев. Еще не успели полностью остановиться винты несущего винта, как увидели бегущего к нам ненца. В руке держащего ведро. Всё понятно, надо керосина! Выхожу из вертолета, встречая идущего. Поздоровались, всё как положено. Он начинает мне объяснять, что надо бы керосина. Как будто бы мне это было сразу непонятно. Подставляю ведро под кран слива топлива из левого подвесного бака и наполняю его. На лице его высвечивается полное удовлетворение. Да и как не обрадоваться? При температурах за 50, а иногда и пониже, любое горючее это спасение в трудный период. На юге Ямала температуры бывают гораздо пониже, чем на его севере. Заказчик быстро решает все вопросы и почти собираемся взлетать. Бежит ненец и машет руками.

Нож, подарок американцев.
Нож, подарок американцев.

Выставляю трап и запускаю его в салон вертолета. Он держит в руках нож в необычных ножнах! Достаю ..... и застываю в полном недоумении. Новейшие ножны, идеальное лезвие и рукоятка?? На лезвии нанесено клеймо с логотипом фирмы "Bark River и крупная выштамповка " USA". Показываю этот нож командиру Саше Виденееву и вместе рассматриваем эту красотищу. Ненец интригующе смотрит на нашу реакцию и говорит: - Три бутылкА Пирта, надо за нож!

Переглянулись с Александром, улыбнулись и я выговариваю по ненецки: - Пирта юнгу!! Спирта нет!

А деньги и предлагать не стали, зачем они ему в "чистом поле." Выпустил ненца из вертолета, крикнул в догонку: - Лакамбой!! До свидания!

И мы вылетели на базу. ...........

Через пару дней поинтересовались у заказчика и рассказали ему об этом случае. Оказалось, что пару дней назад наши нефтянники летали с американцами из кампании "Шлюмберже" и "Халлибертон", которые "зашли" в Ноябрьск с передовыми технологиями бурения и разработки скважин. При облетете их знакомили с бытом и жизнью национальных кадров. Вот кто-то из них и презентовал ненцам этот нож. КАК ОКАЗАЛОСЬ, СОВСЕМ НЕ НУЖНЫЙ ......................

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Васильевич Трикачёв | Литературный салон "Авиатор" | Дзен