Найти тему

Как быть конструктивным: как правильней вести себя в конфликтном разговоре

Оглавление

Наш канал обычно посвящён полезным советам о работе, учебе и тайм-менеджменте. Однако у нас есть идеи и для прикладного решения конфликтов. Особенно, когда от результатов дискуссии зависит исход дела.

В конфликтной ситуации главное — сохранять спокойствие и вести беседу в конструктивном русле. Чтобы ориентироваться в нём, предлагаем простую и наглядную схему — пирамиду Грэма.

Что такое пирамида Грэма?

Пирамида Грэма — это инструмент, помогающий анализировать и улучшать качество общения. Её можно представить как фильтр, через который нужно пропускать свои аргументы.

Пирамида Грэма с примерами
Пирамида Грэма с примерами

Если вы удерживаете беседу на верхних уровнях пирамиды, ваше общение конструктивно. Но если «сползаете» вниз, риск возникновения неконструктивных споров или даже оскорблений возрастает. Давайте рассмотрим примеры:

Три самых проблемных уровня общения

1. Жалоба на тон

Когда кто-то акцентирует внимание на том, как вы говорите, а не на сути ваших слов:

  • Вы: «Вы ошибаетесь, академик Петров утверждает обратное».
  • Собеседник: «Почему вы так агрессивно нападаете на меня?»

Как реагировать:
Убедитесь, что вы говорите спокойно и уважительно. Если жалобы на тон необоснованны, можете уточнить: «Я стараюсь общаться корректно, но, возможно, мои слова были восприняты иначе. Давайте вернёмся к сути вопроса».

2. Переход на личности

Когда обсуждается не ваша аргументация, а ваши личные качества или даже недостатки:

СОБЕСЕДНИК:

  1. "Бог шельму метит!"
  2. "Косые косеют потому что часто говорят неправду!"
  3. "Вы, евреи/русские/украинцы/немцы, все слишком жадные".
  4. "Как можно верить гуманитарию в техническом вопросе? Гуманитарий - это диагноз!"
  5. "Ты слишком юн, чтобы спорить со мной!"

И т.д.

Запомните, никакая национальная и гендерная принадлежность, возраст, другой личный признак могут не отменять правильность вашего аргумента. Даже если у вас плохая репутация, это не отменяет правдивость ваших слов.

Как реагировать:
«Мой возраст/ профессия/ национальность не меняет сути сказанного. Давайте вернёмся к обсуждаемой теме».

3. Оскорбления

Когда в ход идут прямые или косвенные обидные высказывания:

  • «Только идиот мог бы так думать!»
  • «Ну ты и тугодум!»

Как реагировать:

  • Сделайте замечание: «Давайте избегать оскорблений — это не помогает обсуждению».
  • Если оскорбления продолжаются, прекратите разговор или обратитесь к модератору, если конфликт происходит в публичной среде.

В беседе такого допускать ни в коем случае нельзя, а использующему такую тактику общения следует сделать замечание. Если вас продолжают оскорблять, вы вправе обратиться к модератору ресурса или просто отказаться от ведения беседы. Вас провоцируют на эмоцию. Развернитесь и уходите.

Почему люди становятся неконструктивными? Эффект Конкорда

В моменты конфликтов общение может быть омрачено агрессией. Важно помнить, что только слова могут быть убедительными, даже когда агрессия нарастает. Особенно мешает этому эффект Конкорда или эффект утопленных затрат: чем больше мы вкладываемся во что-то, тем сложнее от этого отказаться.

Даже в нормальном состоянии человеку сложно увидеть недостатки в своих убеждениях. В условиях агрессии распознать такую ошибку становится невозможно — человек просто переходит в режим «бей или беги».

Поэтому единственный способ переубедить человека — говорить с ним уважительно.

Не используйте ругань, критику или аргументы в адрес собеседника. Говорите вежливо и взвешенно, учитывая его чувства.

Если на вас нападают, используйте метод нижней части пирамиды Грэма:

Мне жаль, что ты так думаешь. Я понимаю, что тебе может быть больно, страшно или ты возмущён до предела. Но я стараюсь говорить с тобой уважительно и понять твою точку зрения.

Если человек продолжает нападать, старайтесь сохранять спокойствие в разговоре или переписке. Если вас заблокировали, ваш оппонент внутренне осознает (или осознает в долгосрочной перспективе), что совершил ошибку, нападая на человека, который пытается его понять.

Ваше поведение, несмотря на затраты, демонстрирует открытость и готовность к диалогу. Это может помочь восстановить отношения. Однако, если есть взаимные оскорбления, примирение может быть затруднено.

Помните, что ваша цель — не победить в споре, а создать условия для конструктивного диалога. Даже если оппонент не готов принять ваши аргументы сразу, ваша сдержанность и уважительное отношение формируют основу для более продуктивного общения в будущем.

Если конфликт переходит в затяжную стадию или сопровождается агрессией, важно уметь вовремя остановиться. Прекращение разговора — это не проигрыш, а осознанный выбор сохранить своё внутреннее спокойствие и не усугублять ситуацию.

Конфликт — это проверка вашей зрелости. Чем больше вы будете ориентироваться на взаимное уважение и разумный диалог, тем меньше шансов, что спор перерастёт в разрушительное противостояние.

💙Понравилась статья? Поставьте лайк и подпишитесь, у нас выходит много интересных статей:

Законы тайм-менеджмента | Без АСАПов*—тайм-менеджмент в вашем темпе | Дзен
Миска салата - авторская методика учёта времени | Без АСАПов*—тайм-менеджмент в вашем темпе | Дзен
Коммуникативное | Без АСАПов*—тайм-менеджмент в вашем темпе | Дзен

-2