В собрании музея-заповедника «Горнозаводской Урал» хранятся уникальные предметы и документы, которые помогают прояснить историю давно минувших дней. Такой является и Уставная грамота 1862 года, которая стала фактически основной в решении крестьянского вопроса в 1860-1870-х годах на Нижнетагильских заводах.
Уставная грамота была составлена Якимом Семёновичем Колногоровым (1812-1898), выходцем из демидовских крепостных. Он прошел путь от рассыльного до помощника управляющего Нижнетагильским округом. Его принято считать хорошим организатором, новатором производства, одним из основоположников рельсопрокатного производства Нижнетагильских заводов. Кроме производственных вопросов, Яким Семёнович занимался общественным устройством и порядком, был мировым судьёй, а в 1861-1873 гг. занимал пост помощника управляющего округом.
Суть уставных грамот и её приложений заключалась в том, чтобы определить новое положение населения в Нижнетагильском заводском округе после отмены Крепостного права 19 февраля 1861 года.
Для подготовки уставных грамот был собран и проанализирован обширный статистический материал о положении населения округа и состоянии его экономики. Сам документ поражает исключительной тщательностью всех формулировок, продуманностью буквально каждого пункта грамот – разумеется, с точки зрения интересов завода и выгод для заводовлаельцев.
Всего по Нижнетагильскому округу было составлено 24 уставных грамот - по числу заводских поселков и деревень, в которых проживало горнозаводское население.
В составленных на основе колногоровского проекта уставных грамотах по Нижнетагильскому округу, всё население было причислено к мастеровым, лишавшимся по закону земельного надела, а значит и возможности заниматься земледелием. Они получали только усадьбу, одну десятину покоса и 200 квадратных саженей выгона (значительно меньше, чем прежде) на ревизскую душу. Вместо лесного надела им полагалось строго регламентированное количество дров (5 кубометров саженей) на топливо и брёвен для хозяйственных построек. Все остальные земли объявлялись собственностью заводовладельцев. Ими могли пользоваться с разрешения Демидовых те, кто продолжал выполнять заводские работы.
Согласно уставным грамотам, тагильским мастеровым запрещалось разрабатывать полезные ископаемые, а с целью экономии топлива запрещено открывать «огнедействующие заведения». Торговыми площадями и заведениями, а также землями под ними мастеровые могли пользоваться за плату и «впредь до усмотрения заводовладельцев».
В результате тагильские мастеровые не только оказались ограбленными, но и фактически были лишены возможности найти какие-либо другие источники существования, кроме заводских работ. Однако заводское хозяйство Нижнетагильского округа оказалось в избытке обеспечено дешевой рабочей силой, привязанной к заводам небольшими наделами и кабальными условиями уставных грамот.
Проект Я.С. Колногорова получил высокую оценку приехавшего в 1862 году на свои заводы П.П. Демидова. Назначение на новый пост и высокий оклад (1750 рублей в год) способствовали тому, чтобы Я.С. Колногоров принял активное участие в реализации реформ 60-70 - х годов XIX века на заводах в качестве «уполномоченного по крестьянскому вопросу».
Таким образом, составление и реализация «Уставных грамот» во многом обусловили социальную напряженность среди мастеровых Нижнетагильского горнозаводского округа в 1860-1870-х годах.
Проблема, поднятая внедрением уставных грамот на Нижнетагильских заводах, стала основополагающей для сюжета романа «Горное гнездо», одного из самых известных в творчестве писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.
А саму Уставную грамоту можно увидеть в Историко-краеведческом музее, по адресу пр. Ленина, 1.
Юлия Юрьевна Коновалова, научный сотрудник музея-заповедника «Горнозаводской Урал»