Решительные меры против нападения России на Украину могут заставить Китай задуматься о вторжении на Тайвань. На шестой день войны России с Украиной на Тайвань прибыла высокопоставленная делегация представителей министерства обороны и безопасности США во главе с бывшим председателем Объединенного комитета начальников штабов Майком Малленом.
Внимание всего мира может быть сосредоточено на конфликте в Восточной Европе, но американские сотрудники службы безопасности стремятся показать, что их внимание не будет полностью отвлечено от угрозы возможного китайского вторжения на Тайвань - событие, о котором официальные лица США предупреждали в конце прошлого года, становится все более возможным. «Сегодня Украина, завтра Тайвань!» - этот лозунг сейчас распространяется многими тайваньцами в социальных сетях.
С тех пор, как на прошлой неделе президент России Владимир Путин приказал своим войскам войти на Украину, националистически настроенные пользователи сети в Китае обратились к своему правительству с призывом начать аналогичное быстрое вторжение в самоуправляющийся Тайвань. Президент Китая Си Цзиньпин никогда не исключал применения силы при «воссоединении» с Тайванем, что стало одной из его ключевых заявленных целей с тех пор, как десять лет назад он возглавил Коммунистическую партию.
Обе стороны, Китай и Тайвань, до сих пор стремились подчеркнуть, что война на Украине не имеет никакого отношения к их собственной напряженности. Пресс-секретарь министерства иностранных дел Китая Хауа Чуньин заявила на прошлой неделе, что сравнения между Тайванем и Украиной показали «отсутствие самого элементарного понимания истории тайваньского вопроса». «Тайвань - это не Украина», - сказала она, добавив, что Тайвань является «неотъемлемой частью территории Китая», повторив заявления Пекина о том, что Тайвань - это отколовшаяся от материка провинция.
Тайваньский президент Цай Инвэнь также стремилась указать на различия. «Тайваньский пролив представляет собой естественный барьер, а Тайвань имеет свое уникальное геостратегическое значение», - заявила она на прошлой неделе. Действительно, есть явные отличия. Около 100 миль воды отделяет материковый Китай от Тайваня, тогда как сухопутную границу России и Украины составляет 1200 миль. Тайвань, крупнейший в мире производитель полупроводников, гораздо сильнее вовлечен в глобальную экономику, чем Украина. Соединенные Штаты также имеют более тесные связи в сфере безопасности с Тайванем, чем с Украиной. Не гарантируя защиту Тайваня, Закон об отношениях с Тайванем 1979 года создает некоторую «стратегическую двусмысленность» в отношении того, пойдет ли Вашингтон на войну, чтобы защитить самоуправляемый остров.
Но аналитики говорят, что война России с Украиной имеет прямое отношение к намерениям Пекина в отношении Тайваня. «Результаты войны на Украине послужат надежным ориентиром и практически игрой для Китая в отношении Тайваня», - сказала Юн Сун, директор программы по Китаю в Центре Стимсона, вашингтонском аналитическом центре.
Очевидное торможение продвижения российских войск по территории Украины, особенно когда они сталкиваются с жестким сопротивлением украинской армии и гражданских боевиков, может заставить китайских оборонных стратегов дважды подумать о том, насколько легким будет вторжение на Тайвань. «Китай может заметить, что, несмотря на то, что Россия намного сильнее Украины, взять страну под контроль, возможно, сложнее, чем ожидалось. Так что военные уроки это первый осторожный вывод», - сказал Ричард К. Турчани, старший научный сотрудник Университета Палацкого в Оломоуце.
Некоторые аналитики считают, что китайские военные политики теперь менее склонны думать, что полномасштабная морская атака на Тайвань была бы лучшим вариантом. Они будут внимательно следить за российскими схемами ведения гибридной войны, например, за тем, как Москва сочетает дезинформацию с кибератаками. Для многих тайваньцев урок украинского кризиса заключается в том, что им необходимо больше полагаться на собственные силы.
Пекин также смог заметить более ранние ошибки. Например, сосредоточив в ноябре более 100 000 своих военнослужащих на границах Украины и расположив их лагерем там на несколько месяцев, Россия дала западным демократиям и их союзникам время сообщить о своих совместных санкциях и других карательных мерах. Китай также был удивлен «скоростью и уровнем западных санкций, а также единством и корректировкой внешней политики со стороны многих стран», - сказал Турчани.
В прошлое воскресенье канцлер Германии Олаф Шольц объявил, что его обычно пацифистская страна будет выделять более 2% ВВП на свою оборону и потратит в этом году 113 миллиардов долларов через специальный фонд на немедленную модернизацию вооруженных сил Германии. Это может сделать Германию крупнейшей военной державой в Европе.
Финляндия и Швеция с новой силой заговорили о вступлении в НАТО. Нейтралистская Швейцария присоединилась к санкциям ЕС в отношении России. Европейский Союз выделил 500 миллионов долларов на оплату оружия, которое будет отправлено на Украину, впервые отправляя летальные боеприпасы в осажденную страну. Западные лидеры также усилили свою риторику, разделяя демократии и автократии, а эта дихотомия явно предназначена для включения авторитарного Китая. «В битве между демократией и автократией демократия набирает обороты, и мир явно выбирает сторону мира и безопасности», - заявил во вторник президент США Джо Байден в своем обращении к Конгрессу США.
В сочетании с сильными словами Запад и его союзники, включая азиатских партнеров Японию и Сингапур, сплотились, чтобы ввести длинный список санкций в отношении российских чиновников и учреждений, которые наносят вред и экономике. Запреты на экспорт сильно подкосили российский бизнес. Его центральный банк не смог получить доступ к большей части своих валютных резервов, поскольку они хранились в офшорах. Его банкам запрещено использовать SWIFT, международную систему обмена платежными сообщениями, в то время как несколько европейских стран и США пытаются расправиться с деньгами, хранящимися в их странах российскими олигархами, связанными с Путиным. Крупные западные компании также либо отказались от своих интересов в России, либо разорвали свои связи с российскими фирмами, а западные технологические гиганты запретили российские новостные агентства, связанные с государством. Российским спортивным командам запретили участвовать в международных соревнованиях.
С одной стороны, это не слишком актуально для Пекина. Ян Джонсон, старший научный сотрудник по изучению Китая в Совете по международным отношениям, базирующемся в США аналитическом центре, отмечает, что экономика Китая гораздо крупнее и не зависит от экспорта и импорта, как Россия. «Если санкции, которые мы видели в отношении России, будут применены к Китаю, это нанесет ущерб западной экономике, поэтому я не думаю, что Китай это остановит», - сказал он. Более того, добавил Джонсон, это масштаб единства, который демонстрируют демократии перед лицом российской агрессии. Эта реакция открытого общества была довольно жесткой. Она должна заставить Китай задуматься о том, что произойдет, если он нападет на Тайвань. С этим соглашается представительница Центра Стимсона. «Китайцы должны учитывать сильную и широкую коалицию против агрессора, включающую не только западные развитые страны, но и развивающиеся страны», - сказала она, - «Для Тайваня это означает, что Китай может стать международным изгоем, если решит принять меры. В военном и политическом плане то, что произошло на Украине, не означает обнадеживающих признаков военного вторжения Пекина на Тайвань».
С другой стороны, западные санкции против России могли дать Пекину некоторое представление о том, как отреагирует международное сообщество, если он попытается вторгнуться на Тайвань, что потенциально позволило бы китайскому правительству лучше оградить себя от карательных мер. Санкции в отношении России побудят китайское руководство продолжать попытки разработать альтернативы западной финансовой системе, сказал Билл Хейтон, научный сотрудник Азиатско-Тихоокеанской программы в Chatham House. Это включает в себя отказ от расчетов в долларах через Нью-Йорк и платежную систему обмена сообщениями SWIFT, а также прекращение хранения валютных резервов в иностранных банках.
В этом нет ничего нового. В течение многих лет китайское правительство пыталось отучить экономику страны от западных банковских и финансовых механизмов, в том числе путем производства собственной централизованно управляемой цифровой валюты и создания Трансграничной межбанковской платежной системы (CIPS), конкурента бельгийской на основе схемы оплаты SWIFT.
Аналитики до сих пор не уверены, насколько далеко продвинулся Китай в своих усилиях. «Хотя многим людям и странам не нравится долларизованная неолиберальная финансовая система, немногие международные корпорации или правительства, вероятно, будут доверять системе, управляемой китайским правительством, в качестве альтернативы», - сказал Хейтон, - «Это не остановит попытки Китая продвигать эту идею. Результатом может стать частичное разделение между «свободным и открытым» финансовым миром и китайским «сообществом общего будущего».
Несмотря на все это, отвлечение внимания Америки на Восточную Европу может быть самым большим плюсом для китайского правительства. Пекин, вероятно, был рад услышать, что в послании Байдена о положении в стране на этой неделе Китай упоминается только дважды, а ни Тайвань, ни Индо-Тихоокеанский регион вообще не упоминаются. Если Си сочтет, что Вашингтон не может сосредоточиться на двух «фронтах», особенно когда американских войск нет на территории Украины, это может серьезно воодушевить Китай.
«Россия, создающая войны и насилие в Европе, заставит США разделить свое внимание между Китаем и Россией, а также между Европой и Индо-Тихоокеанским регионом», - сказал Сунь, - «Это означает, что США будут отвлекаться, независимо от того, что они говорят».
Дэвид Хатт