Построен по проекту №26 на заводе №189. Заложен: 22 октября 1935 года, спущен на воду: 30 ноября 1936 года, вошёл в состав флота в 26 сентября 1938 года, выведен из состава флота: 22 февраля 1974 года. Балтийский флот.
Интересная история строительства и боевой путь лёгкого крейсера "Киров", который для ленинградцев являлся кораблём победы на Балтике. Красавец длиною 191 метров (больше футбольного поля в два раза), освежённый шаровой краской, украшенный флагами расцвечивания заслуженно занимал место на Невском рейде во время морских парадов. В 60-х нахимовцы и курсанты проходили на нём практику, навсегда запечатлев в памяти воспоминания о корабле-легенде. Моему офицеру-воспитателю Виктору Ивановичу Строгову посчастливилось неоднократно бывать на практике на этом овеянном славой боевом корабле.
История его восходит к началу 20-х годов прошлого века. В то время флот молодой страны Советов не мог похвастаться достаточным количеством боевых единиц, особенно плачевная ситуация складывалась с кораблями крупного водоизмещения.
Современный мощный флот тогда был необходим, поэтому единственно возможным решением для руководства РККФ в то непростое время стала попытка закупить военные корабли за рубежом. Однако, обстановка в мире была такова, что добровольно, да ещё по сходной цене ни одна военно-морская держава со своими кораблями расставаться не желала – уже тогда СССР рассматривался на Западе как «империя зла», вооружать которую на свой страх и риск было опасно.
Тем не менее, переговоры о покупке кораблей велись.
В конце1930 года специальная флотская комиссия под руководством начальника Технического управления ВМС РККА А. К. Сивкова вела переговоры с Италией о приобретении для СССР военных кораблей разных типов, в том числе и лёгких крейсеров, главным образом скоростных типа "Кондотьери".
Производить корабли для СССР итальянская сторона отказалась, но согласилась на их постройку советскими рабочими на территории Италии, под кураторством своих инженеров.
Комиссия ВМС и «Союзверфи» при участии главного инженера ЦКБС-1 В. А. Никитина летом 1932 года подписала с фирмой «Ансальдо» договор о предоставлении советской стороне одного комплекта энергетической установки и вспомогательных механизмов крейсера типа «Раймондо Монтекукколи», представлявшего собой увеличенный и более сбалансированный крейсер типа «Кондотьери», вместе с теоретическим чертежом. Согласно договора, итальянская сторона также брала на себя консультации по проектированию и техническую помощь в организации стапельных работ и производстве котлов, турбин и вспомогательных механизмов. Предэскизным проектированием занималась кораблестроительная секция Научно-технического комитета под руководством Ю. А. Шиманского. Проекту был присвоен номер 26.
На самом деле, даже в общих чертах советский крейсер напоминал итальянский прототип очень отдалённо. О слепом копировании итальянских идей речь не шла.
Вооружение корабля проекта 26 было ещё более усилено по сравнению с первоначальным вариантом, была изменена схема бронирования, расположение артиллерийских погребов, кормовые обводы корпуса, конструкция форштевня. Изменения коснулись даже системы набора корпуса. Они были значительно прочнее корпусов итальянских кораблей.
Главные турбозубчатые агрегаты были модифицированы с целью увеличения мощности.
Корабли проекта 26, хотя и сдавались флоту не без нареканий, тем не менее, полностью соответствовали проекту и даже по некоторым параметрам превосходили расчёты. Фактически Советскому Союзу удалось построить крейсер на уровне лучших зарубежных образцов, обладающий размерностью и водоизмещением лёгкого крейсера, но несущий комплект вооружения, достойный тяжёлого крейсера.
Скоростные, мощные, отличавшиеся весьма эффективными средствами борьбы за живучесть и развитыми средствами автоматизации управления огнём, крейсеры проекта 26 стали первыми крупными надводными кораблями советского флота, спущенными на воду после революции.
Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца. Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы – в 11 кубриках с трёхъярусными койками. Был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.
Авиационное вооружение состояло из катапульты и двух самолётов, предназначенных для разведки и корректировки огня артиллерии главного калибра. Катапульта размещалась в средней части корабля, между трубами. Взлёт осуществлялся при развороте катапульты на угол в пределах 60—120°. Самолёты стояли на специальных площадках у первой трубы.
Строительство крейсера «Киров» шло с большим трудом, многочисленные поломки и дефекты срывали сроки постройки головного корабля проекта 26. Не удивительно — постройка громадного корабля, особенно принципиально нового для страны типа, это всегда большое испытание для промышленности. К сожалению, главный строитель «Кирова» — военинженер 2 ранга Н. В. Григорьев поплатился за это головой. После очередной череды дефектов на испытаниях его арестовали и приговорили к расстрелу, а всего через год эта же участь постигла и его сменщика — В.Л. Бродского.
Крейсер мог бы и вообще не заступить на службу — на одном из заключительных этапов испытаний одна из учебных торпед, выпущенных с него, по какой-то причине описала круг и врезалась в борт корабля (за это был арестован председатель комиссии по приёмке корабля А. К. Векман). Тем не менее, все огрехи были устранены, и корабль в итоге был признан полностью готовым к несению боевой службы.
С конца 1939 года «Киров» базировался в Таллине, где принял боевое крещение — обстрелял Финскую батарею на о. Руссарэ.
В августе 1940 года участвовал в больших учениях Балтийского флота в устье Финского залива. 1 сентября он во главе ОЛС совершил переход из Таллина в Лиепаю под флагом Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова. Затем ушёл в Кронштадт на гарантийный ремонт и для замены орудий главного калибра.
22 июня 1941 года «Киров» стоял на Рижском рейде, под флагом командира вице-адмирала В.П. Дрозда, и уже днём вступил в бой, отражая налёт фашистской авиации.
1 июля «Киров» прибыл в главную базу флота — Таллин. С 22 по 27 августа 1941 года «Киров», находясь на Таллинском рейде, вёл огонь по скоплению войск противника и отражал налёты авиации. Вечером 27 августа «Киров», совместно с другими кораблями Балтийского флота, прикрывал эвакуацию сухопутных частей из Таллина. 29 августа «Киров» бросил якорь на Кронштадтском рейде благополучно завершив переход из Таллина.
В таллинском переходе шёл как флагман отряда главных сил (командующий — вице-адмирал В. Ф. Трибуц). Силами прикрытия командовал контр-адмирал Ю. А. Пантелеев, арьергардом — контр-адмирал Ю. Ф. Ралль, их задачей было прикрывать крейсер. На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены Совета Министров Эстонской ССР, ценности Эстонского государственного банка и Красное знамя Балтийского флота. Все боевые корабли а также транспорты и вспомогательные суда были сведены в четыре конвоя. Опасаясь обвинений в паникёрстве, командование флота не провело предварительного протраливания маршрута перехода и не определило границы минного поля. Во время перехода не делалось попыток обвеховать протраленный фарватер. В начале перехода транспорты шли 7-ми узловым ходом, а боевые корабли − 12 узловым, но и на этой скорости параваны не действовали. Наутро крейсер оторвался от конвоя и пошёл 27-узловым ходом и благополучно прибыл в Кронштадт 29 августа.
Корабль принимал участие в отражении сентябрьского наступления на Ленинград, 7 сентября вёл огонь по южному берегу залива в районе Ораниенбаума, а 8-го – совместно с линкором «Октябрьская революция», обстреливал немецкие войска в районе Дятлицы-Кипень.
23 сентября, во время авианалёта, крейсер получил два прямых попадания. Одна бомба попала в палубу полубака правого борта на 110-м шп. и взорвалась при прохождении через каюты начсостава. Вторая, пробив верхнюю палубу в районе 100-го шп., упала на нижнюю броневую палубу и не взорвалась.
4 апреля 1942 года, при массированном налёте на Ленинград, на крейсер было сброшено 10 бомб, из которых 9 разорвались вблизи борта, а одна попала в корабль в районе 273-го шп. — она пробила две палубы, борт и разорвалась уже в воде. Вышли из строя дальномеры КДП, повредило две артустановки — 45-мм и 100-мм, наружная обшивка и палубы получили значительные вмятины.
24 апреля фашистская авиация нанесла третий массированный удар, во время которого «Киров» получил прямые попадания трёх авиабомб и одного шестидюймового снаряда. В результате бомбежки крейсер получил значительные повреждения. Начавшийся вскоре ремонт корабля занял два месяца. Зенитное вооружение крейсера усилили; вместо шести установили восемь 100-мм орудий; вместо катапульты — три 37-мм автомата; 45-мм пушки на кормовой надстройке заменили 37-мм автоматами, число которых было доведено до 12; установили дополнительно два счетверенных 12,7-мм пулемета «Виккерс». В 1943 году верхнюю палубу крейсера покрыли броневыми плитами толщиной 35 мм в два слоя. Общий вес плит составил 270 т.
27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, проявленное мужество и отвагу личным составом, крейсер «Киров» награждён орденом Красного Знамени.
В январе 1944 года началась операция по разгрому немецких войск под Ленинградом. «Киров», вместе с другими кораблями эскадры, огнём артиллерии поддерживал наступление 42-й армии.
В июне 1944 года «Киров», заняв огневую позицию в Ленинградском торговом порту, огнём главного калибра, на сколько позволяла дальность стрельбы, разрушал доты и дзоты, выстроенные с 1942-го по 1944 годы, обеспечивая наступление войск Ленинградского фронта на Выборгском направлении.
17 октября 1945, во время выхода на учебные стрельбы, «Киров» подорвался на немецкой магнитной донной мине. Получил серьёзные повреждения, ремонт продолжался до конца 1946 года. С ноября 1949 по апрель 1953 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию в Ленинграде у стенки завода № 194.
29 апреля 1958 года заслуженный корабль вывели из боевого состава и поставили в Кронштадте на отстой, но 6 сентября 1960-го он был расконсервирован, введён в строй и передан в состав ЛенВМБ, а 3 августа 1961 года переклассифицирован в учебный крейсер и служил верой и правдой будущим военморам.
22 февраля 1974 года крейсер исключили из состава ВМФ и передали в для разборки на металл. Две его носовые артиллерийские башни решили сохранить — ныне они установлены на Морской набережной на Васильевском острове в качестве памятника заслуженному кораблю.
Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.
Больше партнёрского материала читайте здесь.
———————————————————————
Книги автора канала на бумажном носителе с автографом можно приобрести, обратившись любым удобным способом к редактору канала по телефону +79214287880 Светлана
———————————————————————
Либо заказать "Книгу по требованию" на следующих ресурсах:
Riderо́ OZON AliExpress AMAZON ЛитРес wildberries Читай-город
———————————————————————