Найти тему
Секреты Старого Китая

Истоки появления техники фехтования шестом в монастыре Шаолинь

Даже сейчас. когда больше всего распространены кулачные школы #ушу . техника шеста остается "визитной карточкой" монастыря #Шаолинь. Большинству интересующихся историей ушу хорошо известен перечень школ боевых искусств, который составил генерал Ци Цзигуан (戚继光 Qī Jìguāng,1528 - 1588), известный борьбой с японскими пиратами. Возглавляет этот список шестнадцати знаменитых в то время школ боевых искусств как раз шаолиньский шест. И что интересно, до нашего времени из этого списка сохранился только он. Однако официальная история этого монашеского шеста гораздо раньше.

Итак. В 1616 году Чэн Цзунъю (程宗猷 Chéng Zōngyóu, 1561-1636), знаменитый мастер боевых искусств периода династии Мин. начнет активно популяризировать шаолиньский шест.

Нам он известен двумя книгами - «Разъяснение техник посоха Шаолиня» и «Навыки помимо земледелия», во второй разобраны различные другие системы оружия, включая японское #кендзюцу.

Чэн Цзунъю родился в уезде Сюнин в семье чиновника и поэтому получил литературное воспитание, но не военное, которое было более распространено среди профессиональных мастеров боевых искусств его эпохи. Однако он около десяти лет он учился в монастыре Шаолинь и потом рассказывал про свое обучение в некоторых своих работах. Чэн также изучил техники японского кендзюцу у Лю Юньфэна, который учился у различных японских мастеров фехтования.

Переиздание "Техники одиночного меча-дао" Чэн Цзунъю.
Переиздание "Техники одиночного меча-дао" Чэн Цзунъю.

Его «Разъяснение техник посоха Шаолиня» было первым задокументированным объяснением шаолиньских методов, которые ранее передавались только устно. Мао Юаньи, редактор крупнейшей китайской военной энциклопедии той поры "Убэйчжи", был настолько впечатлен этой работой, что практически полностью включил ее в свой собственный трактат.

«Разъяснение техник посоха Шаолиня».
«Разъяснение техник посоха Шаолиня».

Нам же важно, что Чэн Цзунъю напишет:

техника палки Шаолинь появилась в 14 веке во время восстания «Красных тюрбанов», положившего конец династии Юань.

Эта легенда повествует о том, как монах - хранитель кухонного огня обратил бунтовщиков в бегство с помощью простой палки в 1351 году. На изображении в шаолиньском зале стел Цзиннало-ван стоит на вершине двух горных вершин, держа горящую палку, чтобы отпугнуть Армию красных тюрбанов.

Железная статуя Цзиньнало-вана.
Железная статуя Цзиньнало-вана.

Но позже настоятель и сангха постановили, что это было чудесно вмешательство божества-покровителя Шаолиня - Цзиньнало-вана, а по другим версиям – бодхисаттвы Сострадания Гуаньинь. Здесь тоже довольно интересно и запутано. Здесь есть связь с еще одним хранителем монастыря.

Стела, освященная Нараяне в монастыре Шаолинь, была установлена в первый месяц 12-го года Чжэндэ династии Мин (1517 г.). Нарáяна (санскр. नारायण кит. 那罗延 Nàluóyán) первоначально один из образов и имен Вишну, олицетворяющий космическую реальность, включающую в себя множество миров, которые рождаются и пребывают в нём, а также возвращаются обратно после разрушения вселенной. Нараяна в буддизме держит особый атрибут – "Ваджру" (от санскр. वज्र, «удар молнии» или «алмаз»). Поэтому это означает победоносную силу или твердость, относящуюся к победоносному телу Будды и Бодхисаттвы.
Стела, освященная Нараяне в монастыре Шаолинь, была установлена в первый месяц 12-го года Чжэндэ династии Мин (1517 г.). Нарáяна (санскр. नारायण кит. 那罗延 Nàluóyán) первоначально один из образов и имен Вишну, олицетворяющий космическую реальность, включающую в себя множество миров, которые рождаются и пребывают в нём, а также возвращаются обратно после разрушения вселенной. Нараяна в буддизме держит особый атрибут – "Ваджру" (от санскр. वज्र, «удар молнии» или «алмаз»). Поэтому это означает победоносную силу или твердость, относящуюся к победоносному телу Будды и Бодхисаттвы.

Поскольку тела будд и бодхисаттв крепки, подобно твердости алмаза, их не повреждают никакие внешние объекты. Их храбрость тоже подобно алмазу. Эта концепция была воспринята и в рамках занятий боевыми искусствами, которые должны были для монахов подготовить такие "алмазные тела", дабы они могли соблюдать свои обеты бодхисаттв: спасать и защищать все живые существа.

В итоге считается, что этот защитник - воплощение Ваджрапани (санскр. वज्रपाणि, то есть «держащий ваджру», кит. 金剛手菩薩 Jīngāngshǒu Púsà) - в буддизме Махаяны и Ваджраяны бодхисатва-защитник Будды и символ его могущества. В Шаолине также считают Ваджрапани проявлением бодхисаттвы Гуаньинь (он же Авалокитешкара).
В итоге считается, что этот защитник - воплощение Ваджрапани (санскр. वज्रपाणि, то есть «держащий ваджру», кит. 金剛手菩薩 Jīngāngshǒu Púsà) - в буддизме Махаяны и Ваджраяны бодхисатва-защитник Будды и символ его могущества. В Шаолине также считают Ваджрапани проявлением бодхисаттвы Гуаньинь (он же Авалокитешкара).

Так закладывали основу для обоснования сверхъестественного происхождения боевых искусств монастыря Шаолинь. Это явление интересно перекликается с японской мифологией боевых искусств, где секреты передают мифические демоны Тэнгу ( 天狗, «Небесная собака»).

-7

В хронике времен империи Тан автора Чжан Чжо (張鷟 Zhāng zhuó, 660 - 741) есть история, которая показывает, насколько Ваджрапани почитался в монастыре Шаолинь уже с восьмого столетия:

монах Сэнчжоу [480 - 560] обрёл сверхъестественную силу и стал мастером боевых искусств, молясь Ваджрапани и питаясь сырым мясом. Настоятель монастыря Цзудуань [1115 - 1167] воздвиг в его честь памятник во время династии Сун.
Статуэтка Защитника Дхармы времен империи Мин.
Статуэтка Защитника Дхармы времен империи Мин.

Итак, Цзиньнало-ван - это один из постоянных защитников Дхармы храма Шаолинь (少林寺永久护法shàolínsì yǒngjiǔ hùfǎ). Это вообще широко распространённая буддийская традиция ставить на входе в монастырь Защитников Дхармы. Но происходит он также из Индии, от полубогов индуизма киннаров (санскр. किन्नर, букв. «небесная музыка», кит. 紧那 罗 jǐnnàluó или 乐天 lètiān). Они были небесными певцами и музыкантами в свите бога Куберы на горе Кайлас, и изображались как люди с конской головой или же как птицы с головами людей.

Сегодня внутри храма Шаолинь есть павильон, полностью посвященный этому божеству (紧那罗殿). Его восстановили из руин в 1982 году.
Сегодня внутри храма Шаолинь есть павильон, полностью посвященный этому божеству (紧那罗殿). Его восстановили из руин в 1982 году.

Эти волшебные и мирные существа в индуизме, в китайском же буддизме стали грозными и воинственными сверхъестественными Охранителями храмов (紧那 罗王 jǐnnàluówáng). И эта традиция сохраняется до сих пор.

Статуя Цзиньнало-вана (фото 1920 г.)
Статуя Цзиньнало-вана (фото 1920 г.)
Павильон Цзиньнало-вана  (фото 1920 г.). был разрушен во время боев в 1928 году, сейчас восстановлен.
Павильон Цзиньнало-вана (фото 1920 г.). был разрушен во время боев в 1928 году, сейчас восстановлен.

Но по другой версии, некто Хама (哈麻 Hāmā) из ламаистской школы, где исповедовали культ Ваджрапани, обучил настоятеля Шаолиня Бяньдуня технике "алмазного кулака" и обращению с шестом "Демона Якши" (夜叉棍 Yèchā gùn). По легенде Бяньдунь отправился в Сычуань и поселился на вершине горы Эмэй. Рассказывают, что однажды он увидел Будду Амитабху, держащего в руках копию Великой сутры Амитабхи, и Будда сказал ему:

Есть сутры в Тибете, но их нет за пределами Тибета.

Вероятно во время своего путешествия он и там освоил эти боевые искусства.

Ступа у-сэна Бяньдуня (匾 囤 Biǎndùn, 1493 - 1563)
Ступа у-сэна Бяньдуня (匾 囤 Biǎndùn, 1493 - 1563)

Эта версия мне почему-то кажется немного более реальной... :) Но это требует дополнительного изыскания.

P.S. В 1561 году знаменитый генерал Ю Даю приехал в храм Шаолинь в поисках мастеров боевых искусств. Однако увидев там крайне низкий уровень боевых искусств, взял с собой двух монахов из монастыря, чтобы обучить своей технике шеста и дать им понабраться практического опыта в сражениях с пиратами. В дальнейшем они вернулись в обитель и передали свои навыки остальной братии.

Это, казалось бы, не очень стыкуется со списком Ци Цзигуана, где первым указан шаолиньский шест как одна в из лучших школ в Поднебесной. Список этот датируется 1560 - 1561 годами. Поэтому есть мнение, что изначально генерал руководствовался прежней славой монастыря, вот и Ю Даю поехал туда в поиске бойцов на шестах. Но - не нашел.

Ю Даю (俞大猷, Yú Dàyóu, 1503-1579).
Ю Даю (俞大猷, Yú Dàyóu, 1503-1579).

В общем, надо изучать вопрос дальше! Будем работать.

Дм. Моисеев, Гродно - март 2022

.