Найти в Дзене
Что почитать? 📚

Что такое тест Бехдель?

Оглавление

Для прохождения теста Бехдель в художественном произведении, будь то текст или фильм, должно быть:

  • минимум две женщины
  • которые разговаривают между собой НЕ о мужчине
  • и у каждой есть имя (то есть официантка, продавщица или случайная прохожая не засчитываются).

Тест Бехдель - это тест на гендерную предвзятость в искусстве, тест, развеивающий многие стереотипы.

Я веду этот блог четвертый шестой год, хотя и не всегда равномерно (20-й год, например, буквально выпал), за это время написала около шестисот постов про такое же количество (плюс-минус) книг, потому что чаще всего я пишу в формате 1 пост = 1 книга, и каждую я оцениваю по критериям теста Бехдель.

Кажется, за это время я уже имею право делать какие-то выводы, да?

Так вот они:

Роман может быть объективно крут, - но при этом не пройдет тест Бехдель. Для примера - романы Янагихары.

Удивительным образом, чем современнее книга - тем больше шансов, что тест Бехдель она все-таки пройдет. И даже брутальные отечественные авторы с годами как-то впитывают в себя тренды. Ни один из прочитанных мной романов Рубанова (раз, два, три) тест Бехдель не проходил, а вот в последнем (это "Человек из красного дерева") - уже и героини есть, и разговаривают между собой.

Гендер автора никак не влияет на то, пройдет его роман тест Бехдель или нет. Хотя лично для меня загадка, почему прекрасные русскоязычные писательницы хронически выбирают себе в главных героев образованных мужчин среднего возраста: во-первых, эти самые мужчины и так чаще всего фигурируют в мировой литературе, во-вторых, женщины читают книги больше, чем мужчины (это буквально первая попавшаяся мне в подтверждение ссылка трехлетней давности). В-третьих, топы российских авторов из года в год рвут Дарья Донцова, Александра Маринина, Татьяна Устинова (например) - писательницы, у которых самые узнаваемые и популярные героини не молоды, не красивы, не пытаются блистать интеллектом и в целом воплощают собой портрет среднестатистической россиянки.

Тем не менее, Марина Степнова пишет про врача и его детские обидки, великолепная Елена Михалкова уж почти тридцать томов подряд пестует интеллект и мужественность двух своих детективов, и снова мужчина-врач - но уже у Дины Рубиной, в ретродетективах у нас мужчина-следователь, в фантастике - мужчина-программист, в нон-фикшн - мужчины-полицейские и мужчины-маньяки, а найти современную русскоязычную писательницу (ну кроме Дарьи Донцовой и Александры Марининой), с романом про женщину старше тридцати и в адеквате - обыскаться.

Почему же читательницы предпочитают Дарью Донцову? Голосуют из года в год самым что ни на есть прямым способом из возможных - кошельком?

Так может им просто ничего больше и не предлагают - ничего, с чем можно было ассоциировать себя, себя, а не какого-то мимокрокодила.

Безусловно, потребность есть, и то, что упустили книгоиздатели, великолепно удовлетворяют онлайн-самиздат литературные платформы, которые представляют собой целый плохо исследованный мною мир, но это повод для отдельного разговора.

Изначально тест Бехдель американской карикатуристки Элисон Бекдел (про ее графический роман "Веселый дом" можно почитать вот здесь) был придуман как шутка, но очень быстро распространился.

У меня и так-то душа радуется, когда меня спрашивают про тест Бехдель: я за знание!, - но теперь я буду во всякого вопрошающего просто метать этой самой ссылкой, да и все).

(и как всегда - ненавязчиво рекламирую свой телеграм-канал).

А еще пост дружественного канала "Переплет", с другого ракурса, но на эту же тему - здесь.