Найти в Дзене
Что почитать? 📚

Что почитать? Марина Степнова, «Безбожный переулок» - современная проза

История мужика, который пережил все полагающиеся ему по времени рождения травмы, тут себя не нашел, тут себя не нашел, а тут, после очередной трагедии, взял и нашел. Надо же, какая новость. С одной женщиной он, как водится, тоже себя не нашел, а с другой нашел. Поступил как подонок и с женщиной, и с другом, потому что проговорить словами через рот тоже не научился. Безбожный переулок – реальный переулок (Протоповский) в Москве, где у одной из героинь квартира. Ужасно обрадовалась, найдя нечитанный роман писательницы, но… Читаешь книгу, а там все вроде и новое совсем, а вроде – все уже было, может быть не здесь, не сейчас, не у Марины Степновой. Общее впечатление – невнятное. Текст Бехдель не пройдет. Моя оценка 6 из 10. Что там происходит. Главный герой – доктор, он так сразу, в первых строках, и представляется. Очевидно, что доктор обуян неведомыми страстями, но пока непонятно, что случилось и почему от неведомой Мали остался только рецепт. Очень быстро доктор Огарев, как водится,
Оглавление

История мужика, который пережил все полагающиеся ему по времени рождения травмы, тут себя не нашел, тут себя не нашел, а тут, после очередной трагедии, взял и нашел. Надо же, какая новость. С одной женщиной он, как водится, тоже себя не нашел, а с другой нашел. Поступил как подонок и с женщиной, и с другом, потому что проговорить словами через рот тоже не научился. Безбожный переулок – реальный переулок (Протоповский) в Москве, где у одной из героинь квартира.

Ужасно обрадовалась, найдя нечитанный роман писательницы, но… Читаешь книгу, а там все вроде и новое совсем, а вроде – все уже было, может быть не здесь, не сейчас, не у Марины Степновой. Общее впечатление – невнятное.

Текст Бехдель не пройдет.

Моя оценка 6 из 10.

Если кому-то интересно про переулок, то вот
Если кому-то интересно про переулок, то вот

Что там происходит. Главный герой – доктор, он так сразу, в первых строках, и представляется. Очевидно, что доктор обуян неведомыми страстями, но пока непонятно, что случилось и почему от неведомой Мали остался только рецепт. Очень быстро доктор Огарев, как водится, начинает рассказывать историю своей жизни с детства, и тут мы ничего нового для поколения нынешних сорокалетних не найдем: все эти «уроки выучил», «рева-корова» и прочие попреки старших, бесконечные и ядовитые, как вода в Москва-реке. Правда, доктор оказался чувствительным и пережив уж порог сорокалетия(!), продолжает ненавидеть отца – и за попреки, эти несчастные попытки воспитания, и за бедную жизнь, и (что действительно стоящее) – за мать, хотя что за отношения, по факту, были между родителями, доподлинно неясно. В общем, будущий доктор рос, искал себя, попал в армию, а там…

Минусы. За честно составленными словами не видно смысла. Страсти героя выглядят надуманными, не говоря уж про то, что медику к среднему возрасту пора бы уже накопить кое-какую информацию и о психиатрии, и о психологии, не путать видения с галлюцинациями. (Спойлер: герой по ходу повествования встречает женщину с душевным заболеванием, которая составляет и высший пик его жизни, и финал карьеры).

Что хотела сказать авторесса в конце романа, почему вдруг личная и производственная драма врача превращается в мистическую идиллию – бог весть, бог весть. Вопрос о том, почему писательнице с таким даром интереснее всего исследовать неглубокие души привилегированных мужчин среднего возраста, выросших в довольно комфортных условиях, для меня остается открытым.
Вы скажете: почему нет?
А я скажу, что во всей мировой литературе душа этого самого белого мужчины среднего возраста, которому не нужно бороться за кусок хлеба – наиболее многократно описанный процесс и без Марины Степновой.
Где-то на границе «Безбожного переулка» остаются, конечно, женщины: мёртвая мать, мёртвая подруга, преданная и брошенная жена. Это не детектив, но мы снова видим, что авторы решают проблемы сюжета за счет убийства женщин. Потому что с нею делать иначе – с живой современной женщиной, - не знают. Выглядит это, на мой взгляд, жалко.

Плюсы. Читать не раздражает, слова отлично сложены.

-3

Еще про белых привилегированных мужчин среднего возраста - в изобилии и на любой вкус:

Джойс Кэрол Оутс, «Зомби» - триллер.
Давид Лагеркранц, «Искушение Тьюринга» - детектив.
Ян Мак Гвайр, «Последний кит. В северных водах» - триллер.
Юрий Никитин, «Святой Грааль» - фэнтези.
Джесси Болл, «Стоит только замолчать» - детектив.
Бен Элтон, «До последнего звонка» - детектив.
Артем Краснов, «Блабериды» - современная проза.
Эрик Маккормак, «Первая труба к бою против чудовищного строя женщин» - зарубежная литература, фантастика.