ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВЫ ЗА ГРЕХ
В каком-то смысле «жертва за грех» была новшеством в религии Израиля. Если «жертвы всесожжения» упоминаются в книге «Бытие», то о жертвах за грех впервые сказано лишь в книге «Исход», после того как на горе Синай был дан закон Моисея (см. Исх. 29:14, 36; 30:10).
До того как был дан закон Моисея, всесожжения использовались для искупления грехов. Например, Иов, приносил «жертвы всесожжения» за своих детей, потому что, говорил он, они, может быть, «согрешили и похулили Бога в сердце своём» (Иов. 1:5). Если всесожжения уже служили в качестве жертв за грех, тогда зачем Бог ввёл ещё и другой вид приношений, жертву за грех, для той же цели? Можно дать несколько вариантов ответа.
Начало поклонения в скинии очевидным образом требовало формализации богослужебных действий, которые израильтяне уже совершали. Бог заключил завет со Своим народом. По Его указанию они установили шатёр собрания как центр своего поклонения Ему. Теперь им нужны были правила пользования этой скинией. То, что понималось само собой, нужно было облечь в слова; то, что подразумевалось, нужно было выразить явно. Были проведены разграничения между жертвами всесожжения, приносимыми главным образом для выражения благодарности или преданности, и теми жертвами, которые приносились для того, чтобы получить прощение. Поэтому Бог установил жертвы за грех и жертвы повинности.
Кроме того, так как ветхий закон был «прообразом» нового завета (Кол. 2:17; Евр. 8:5; 10:1), Бог ввёл жертву за грех, чтобы будущим поколениям было понятнее, что означает смерть Мессии в качестве «жертвы за грех». Нам, ограниченным временными рамками, трудно себе это представить, но Бог, возможно, установил жертву за грех, чтобы помочь миру понять роль Христа в спасении.
Самой важной особенностью жертвы за грех является то, что в ней заложена идея прощения. До этого библейское повествование подчеркивало греховность человека и Божий замысел разрешить проблему человеческого греха. И здесь, наконец, человек, жаждущий спасения, находит радостные слова «и прощено будет ему» (4:20, 26, 31, 35).
В связи с жертвой за грех, в тексте говорится о том, что прощение, необходимое людям, чтобы жить духовно, дарует великодушный Бог! В остальной части Библии развивается именно эта тема.
ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ
Жертвы повинности, акцентируя смысл жертв за грех, также несли и свой собственный смысл: чтобы грешнику очиститься от своего греха, он должен был, по возможности, принести компенсацию тому, против кого он согрешил, будь то Бог или человек.
Таким образом, для избавления от грехов по закону Моисея нужно было не просто принести жертву. Для этого необходимо было исповедать грех (5:5) и возместить ущерб (5:16). Прощение требовало не только правильных ритуалов, но и должного духовного отношения и действий. Милгром прокомментировал эту особенность жертвы повинности:
“На первый взгляд, [жертва повинности, по-видимому], предназначалась для грехов против собственности Бога: либо Его святости, либо Его имени. Однако теологический смысл её шире. Существительное ашам («возмещение, приношение в качестве возмещения») родственно глаголу ашам («чувствовать вину»), что преобладает в этом приношении (5:17, 23, 26 [МТ]), а также в приношении очищения [жертве за грех] (4:13, 22, 27; 5:4, 5). Этот факт имеет этическое значение. Искупление жертвой зависит от двух факторов: раскаяния верующего (глагол ашам) и компенсации (существительное ашам), которую он приносит и человеку и Богу, чтобы исправить содеянное им”.
Требование «раскаяния» означает, что прощение грехов по старому завету не было результатом лишь ритуала, оно не было механическим или автоматическим. Нет, прощение было милостивым ответом Бога на искреннюю мольбу человека об очищении, мольбу, выраженную в принесённой жертве за грех или жертве и сопровождавшуюся раскаянием, исповеданием и возмещением.
РАЗНИЦА МЕЖДУ ЖЕРТВОЙ ЗА ГРЕХ И ЖЕРТВОЙ ПОВИННОСТИ
Как для случайного читателя, так и для внимательного исследователя, один из первых вопросов, который приходит на ум в отношении этой части книги «Левит», — «Каково отличие жертвы повинности от жертвы за грех?» Не следует удивляться тому, что разные знатоки Библии отвечают на этот вопрос по-разному. Харрисон считает, что связь между жертвой повинности и жертвой за грех «неясна, но, по-видимому, [жертва за грех] больше имеет отношение к проступкам по отношению к Богу, а [жертва повинности] — к нарушениям общего социального характера». Джон Уолтон видит разницу между этими двумя видами жертвоприношений в том, что жертва за грех «в своей основе, применима к ситуации, когда необходимо очищение», а жертва повинности «относится к ситуации, когда было осквернение… чего-то святого или когда наличествует объективная вина». Арнольд и Бейер утверждают, что жертва за грех была «искупительной жертвой за преступления против Бога», тогда как жертва повинности была «искупительной, но посвященной восстановлению и возмещению» и, «как правило, [приносилась в случае] осквернения священных предметов и нарушений социального характера».
Человек, пытающийся для себя установить различие между этими двумя видами жертвоприношений, в первую очередь осознаёт, что они очень похожи. Иногда даже кажется, что эти два термина, используются взаимозаменяемо. Например, в Лев. 5:6 сказано: «то пусть принесёт Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота — овцу или козу — за грех», а в 7:7 говорится: «Как о жертве за грех, так и о жертве повинности закон один». К тому же, очень похожи почти все правила, регулирующие эти два вида приношений. Одно из отличий между ними, состоит в том, что «жертва повинности» приносилась, чтобы искупить грех «против посвящённого Господу» (5:15), а это есть намёк на то, что жертва повинности была необходима для очищения греха против святилища или против священников, которые служили там. (Это был не единственный грех, за который полагалось принести жертву повинности). Однако самое заметное отличие, похоже, — то, что грехи, о которых идёт речь в коротком разделе о жертве повинности, — это грехи, за которые должна была приноситься компенсация (см. 5:15, 16; 6:4, 5). И действительно: жертву повинности часто называют «возместительной жертвой».
Пожалуй, лучше всего на вопрос о разнице между этими двумя жертвоприношениями сказать, что жертва повинности является «подвидом» жертвы за грех, приносимой за грехи, которые требовали компенсации. Если это так, тогда все «жертвы повинности» можно назвать «жертвами за грех», хотя не все жертвы за грех являются жертвами повинности.