Моя мама всё время рассказывала про ярмарки, на которых наши семьи были завсегдатаи, продавали не только выращенное и сохраненное, но и переработанное.
Начала я копать в сторону маслоделен и выяснила, что в каждом большом селе и даже в деревнях к началу 20 века действовали маслодельные заводы, куда крестьяне сдавали молоко, перерабатывая его в масло.
Артели и семейные маслобойки
Хозяевами артелей были сами крестьяне (в складчину), поэтому молоко хорошо оплачивалось – 37–75 коп. за пуд, доход от каждой коровы при этом составлял до 15–25 руб. в год. Если у крестьянина в хозяйстве было несколько коров, он мог молоко сдавать, и получать стабильный доход.
Кстати, Пелагея Васильевна (1890г.р.) (бабушки Шуры старшая сестра) была выдана удачно замуж за Болотова Степана Антоновича (1893г.р.) - он владел несколькими маслодельнями в деревне Овсово, что в 11 верстах от Кротово.
Карелиных на фоне Болотовых можно было назвать “голытьба”)). Но судьба у Болотовых не завидная. Об этом позже.
Про масло еще одна ремарка: основная масса произведенного масла покупалась на ярмарках приезжими коммерсантами и отправлялась напрямую в заграницу. В основном в Великобританию.
Что прочитала о наших местах (до революции) в книгах
Писать можно бесконечно об этом периоде. Хочу поделиться с вами информацией из книги “И сильно падает снег” К. Логунова. Человек, который всю свою жизнь посвятил изучению истории сибирского крестьянства. Эта книга была готова к изданию в 1968 году, а вышла только в 2004.
“Беднейших (безлошадных) хозяйств в Тюменской губернии не насчитывалось и 7 %. Основную же массу (примерно 80 %) крестьянства составлял середняк – Хозяин, уверенно шагающий от достатка к изобилию.
Какими были крестьянские хозяйства
В 1920 году 13,8% всех крестьянских хозяйств были крепкими, зажиточными, «кулацкими». Только в четырех уездах Тюменской губернии (Тюменском, Тобольском, Ишимском, Ялуторовском) насчитывалось более 20 тысяч таких хозяйств (комментарий - в среднем хозяйство насчитывало от 10 до 20 человек).
Сибиряки-крестьяне не ведали нужды, на отхожие промыслы не хаживали, в поденщики не нанимались, прирабатывая деньгу продажей излишков сельхозпродуктов. Только по рассказам стариков внуки и правнуки переселенцев знали о голоде.
Чем владели сибиряки, особенно в Ишимском уезде
В 1904 году на каждых двух жителей (не на 2 семьи!) Тобольской губернии (Ишимский уезд до 1918г входил в состав этой губернии) приходилась одна лошадь, а на каждых трех – две коровы. В военном 1916 году каждое хозяйство Тюменского и Ялуторовского уездов в среднем имело 3 лошади и 5,25 коровы.
А каждое из 65 349 крестьянских хозяйств самого богатого в губернии Ишимского уезда –
3,8 лошади,
7,5 головы крупного рогатого скота.
В то же время миллионы российских крестьянских хозяйств (в евроейской части) были либо безлошадными, либо обходились одной лошаденкой.
Теперь легко представить экономический уровень наиболее зажиточной верхушки. Трезвые, работящие, предприимчивые крестьяне имели по 10 и более лошадей; по 15, 40 и даже по 100 голов крупного рогатого скота.
Сибирская пшеница славилась на мировом рынке.
Какими людей делала Сибирь
Сибирь двадцатого века – необъятный, мужицкий край. Сытый. Торговый. Богомольный.
Тучные плодородные земли, привольные сенокосы, бескрайние заливные луга. Тайга с несметными запасами отменной древесины, пушнины, дичи, кедрового ореха, ягод, грибов и целебных трав.
Сотни тысяч рек, речек, речушек и озер, полных самой разной рыбы; от неповоротливого глупого карася до речного царя осетра-батюшки. По бесконечным голубым артериям Сибири днем и ночью плыли пароходы, караваны барж, бесконечные вереницы плотов.
Трудом, неустанным жарким трудом добывал свой достаток сибирский мужик. Труд его был плодотворен и результативен.”
Кто кого кормил
В книге “Хроники колхозного рабства” А. Базарова приведены данные, что “обычная сибирская деревенская семья при собственном благополучии кормила трёх горожан. Хозяйство, имеющее десять гектаров посева и отнесённое к кулацкому, кормило, по меньшей мере, пятнадцать человек”.
Ленин о сибирских крестьянах
«Крестьяне в Сибири... крепостного права не знали. Это – самые сытые крестьяне...» (Ленин). Как же он их ненавидел. Мои дорогие прародители были виноваты перед этим мужичонкой в кепке уже тем, что просто были, были трудягами, гордыми, стояли друг за друга горой, кормили себя и “того парня”.
Месть Ленина не заставила себя долго ждать. Как сибиряки реагировали на коллективизацию, продразверстку, и прочие гадости в следующей статье.